Российские магазины стали выставлять цены в условных единицах (у. е.) с примечанием «по курсу Центробанка на день покупки». Первыми на продажи в евро вполне предсказуемо перешли сайты, продающие зарубежные товары. Также дистрибьютор китайских автомобилей JAC разместил на своем официальном сайте прайс-лист, в котором указал стоимость автомобилей в долларах США. Кроме того, отличились продавцы строительных товаров. Сотрудники магазина стройматериалов в Химках, по сообщению портала «Говорит Москва», аргументировали появление у.е. тем, что рублевые цены на импортные товары пришлось бы обновлять несколько раз в неделю.

Ситуация становится похожей на 1990-е, когда в условиях гиперинфляции почти все магазины, кроме продуктовых, обозначали стоимость товаров в условных единицах. Вопрос дня: являются ли случаи ухода продавцов в валютное пространство единичными проявлениями панических настроений или тенденцией, которая постепенно охватит все рынки? И каким образом ситуация отразится на рынке недвижимости?

Покупатели «живут» в рублях

Опрошенные БН эксперты склонны считать, что рынок недвижимости останется рублевым. «Переход на валютные расчеты возможен только в случае полного краха российской экономики и гиперинфляции», – считает главный аналитик ГК «БН» Сергей Бобашев. По его мнению, привязка цен к доллару целесообразна только при условии начисления зарплат в той же валюте. «Единственный город в стране, где может появиться ценник на недвижимость в валюте, – это Москва. Да и то – только в топовом сегменте рынка», – утверждает Бобашев.

Главный аргумент в поддержку этой точки зрения – продавцы не уйдут «в валюту», так как львиная доля покупателей живет в рублевой реальности. «Если говорить о сегменте “масс-маркет”, который занимает более 85% рынка, то здесь подавляющее большинство участников рынка работает по рублевым ценам и принимает от покупателей денежные средства исключительно в российской валюте. Не думаю, что в 2015 году произойдут какие-то существенные изменения в данной схеме», – говорит руководитель Консалтингового центра «Петербургская Недвижимость» Ольга Трошева.

Кроме того, сдерживающим фактором для первичного рынка является федеральное законодательство. «С 2007 года в России девелоперам законодательно запрещено принимать оплату в долларах или евро, равно как и использовать наименования иностранных валют в рекламе в средствах массовой информации», – напоминает эксперт АН Becar Леонид Сандалов.

Продавцы на вторичном рынке чувствуют себя более свободно: поскольку расчеты осуществляются через банковскую ячейку, по договору сторон оплата может производиться в любой валюте. Однако здесь многое зависит от готовности покупателя платить в долларах или евро. «Продавец, настаивающий на оплате в иностранной валюте, с большой долей вероятности не сможет продать жилье», – рассуждает Леонид Сандалов. Кроме того, добавляет он, около 50% продаж на вторичном рынке осуществляются с привлечением ипотеки, которая выдается преимущественно в рублях. Более вероятно, что резкое ослабление рубля приведет к сокращению предложения на рынке. Продавцы вторички будут снимать объекты с продажи в ожидании лучших времен.

«Перевод цен на недвижимость в какой-то валютный эквивалент может иметь место скорее по некоторым объектам коммерческой недвижимости, расположенным, например, в знаковых местах типа Невского проспекта. Массового перевода цен я пока не ожидаю», – дополняет региональный управляющий «БКС Премьер» Никита Демидов.

Логика понятна: площади в золотом треугольнике Петербурга арендуют зачастую «дочки» иностранных компаний, которые за пределами России ведут расчеты в евро или долларах. Значит, у арендодателей появится искушение установить для их филиалов ставки в твердой валюте.

Внутренняя зависимость

Второй фактор, от которого будет зависеть решение о переходе к ценам в долларах или евро – это степень зависимости строительных компаний от импортных комплектующих и стройматериалов. По словам участников строительного бизнеса, она значительно различается в зависимости от сегмента. Наиболее привязаны к импорту коммерческая недвижимость высокого класса и элитное жилье – доля стройматериалов иностранного производства в этих объектах доходит до 30%. «Для возведения жилья бизнес- и премиум-класса девелоперы в большинстве случаев закупают импортные материалы и оборудование. Для них курсовые разницы имеют значение, поэтому переход к долларовым ценам возможен», – полагает руководитель аналитического центра ООО «Главстрой-СПб» Петр Буслов.

Иная ситуация – в масс-маркете. До 97% материалов, используемых в строительстве данного класса жилья, – отечественного производства. Продукция российских производителей оказалась также чувствительной к удорожанию евро и доллара, уточняет генеральный директор компании «ЮИТ Санкт-Петербург» Михаил Возиянов. Ведь при ее производстве используются, как правило, импортные компоненты – добавки, краски, комплектующие. «Но если импортируемые стройматериалы подорожают из-за ослабления рубля параллельно повышению курса валюты примерно в полтора раза, то российские – на 10-15%», – уточняет Михаил Возиянов.

Удорожание отечественных стройматериалов, безусловно, приведет к росту себестоимости строительства жилья в массовом сегменте и, соответственно, к повышению цен на первичном рынке. Но цен рублевых, подчеркивают собеседники.

Предпосылок для появления ценников в условных единицах, особенно – на жилье эконом-класса, пока нет.
 

Текст: Елена Денисенко    Фото: Алексей Александронок