Открыточный вид на воду способен поднять цену рядовой квартиры в несколько раз по сравнению с такой же, но выходящей окнами во двор или на проспект. Этим летом мы прогулялись по Адмиралтейской и Английской набережным и приценились к квартирами с видами на стрелку Васильевского острова.

Но есть в Питере и непарадные набережные, где виды на воду практически не влияют на цену жилья. К таковым относится Октябрьская набережная, идущая по правому берегу Невы и берущая начало от Зольной улицы, близ Финляндского железнодорожного моста через Неву, а после Большого Обуховского (вантового) моста плавно переходящая в областную автодорогу Н76.

Пролетарский авангард

Одетая в гранит Нева была не только украшением Петербурга, но и его главной транспортной артерией. А в годы промышленной революции последней четверти XIX века невские берега обросли промышленными предприятиями. До середины 1930-х годов Октябрьской набережной не было, вдоль берега с многочисленными причалами вела мощеная дорога, местами сильно разбитая.

Участок набережной до Володарского моста был построен только к 1939 году. После войны набережную продлили до ГРЭС «Красный Октябрь», но свое сегодняшнее наименование она получила только в середине 1970-х годов.

Строительство малоэтажных кварталов на невском берегу началось в 1920-е годы, причем в те времена здесь строилось исключительно ведомственное жилье. С дорогами и общественным транспортом в тот период на окраинах Ленинграда дело обстояло неважно, поэтому рабочие городки – обязательно с банями, клубами и столовыми – возводили в шаговой доступности от родных предприятий.

В конце 1920-х годов за Киновеевским кладбищем выросли авангардные трехэтажки Невского химкомбината (Октябрьская набережная, 22 и 26). В период с 1926 по 1936 год возводился городок для работников ГРЭС (Октябрьская набережная, 92, 94, 96, 98). Эти дома, как и все постройки вдоль набережной, имеют только четные номера, но в данном случае у каждого из них по три или четыре корпуса (всего их тринадцать). Одноподъездные коттеджи, укомплектованные преимущественно двухкомнатными квартирами, предназначались для коммунального заселения. Дома «Красного Октября» выделяются среди других кировок периода пролетарского авангарда: они имеют высокие двускатные кровли с просторными чердаками и нарядную окраску фасадов – сплошными полосами ярких цветов.

К слову, до недавнего времени конструктивистские здания 1920-х годов с деревянными перекрытиями вдоль набережной пребывали не в лучшей кондиции, но в 2001 году они были внесены в перечень вновь выявленных объектов культурного наследия и подверглись качественному косметическому ремонту.

Вторая волна: панель с ошибками

Володарский мост строили дважды. Первая стационарная переправа через Неву в этой части города появилась в 1936 году. В 1986 году из-за постоянных аварийных ситуаций его закрыли на реконструкцию и полностью перестроили.

В соответствии с проектом планировки Ленинграда образца 1930-х годов, предполагавшим развитие правобережной части, через мост должно было проходить транспортное полукольцо, охватывающее южные районы города и выходящее к Финскому заливу. Но еще в предвоенное время градостроительные приоритеты сместились. Масштабное жилищное строительство стало разворачиваться уже не вдоль перегруженных промышленными объектами невских берегов, а вдоль парадного Московского проспекта, которому отводилась роль нового центра Ленинграда.

В период послевоенного восстановления в рабочих кварталах Октябрьской набережной появились несколько классических сталинских зданий (причем это также были ведомственные дома – для пролетариев и специалистов). В 1960-е годы началась массовая застройка правого берега – вдоль Народной улицы, а в 1970-м году открылась станция метро «Ломоносовская».

Поскольку развитие территории на съезде с Володарского моста, у пересечения Октябрьской набережной и Народной улицы, совпало с расцветом крупнопанельного домостроения, то и жилая застройка здесь соответствующая: на массивные цокольные этажи водрузили типовые тонкостенные панельки 602-й серии (Октябрьская набережная, 64, корп. 1; 70, корп. 1).

Любопытно, что быстровозводимые панельные дома превратились в долгострой: их на набережной начали возводить в конце 1960-х годов, а заселили только к середине 1970-х. По одной из версий, причиной нетипичной для того времени задержки стала градостроительная ошибка. Жилой корпус, выходящий на Народную улицу, строители, перепутав чертежи, развернули к магистрали не той стороной (приглядевшись к фасадам первых панелек на Народной улице, расположенных друг напротив друга, можно заметить, что они несимметричны). В результате после долгих совещаний решили достраивать «как есть». Правда, некоторые эксперты полагают, что никакой ошибки не было: панельки широтной ориентации проектировщики всегда старались ориентировать так, чтобы окна лестничных площадок смотрели на север.

Так или иначе, но архитектурный ансамбль на съезде на правый берег Невы с Володарского моста выглядит непродуманным: посеревшие от смога и продуваемые панельки (представители жилкомсервиса вынуждены постоянно обновлять стыки) набережную не украшают.

Промзона не отступает

Самый приметный объект нового строительства на Октябрьской набережной – ЖК «Ласточкино гнездо» от «ЛенСпецСМУ» – расположен на городской окраине, в Уткиной заводи. В общей сложности здесь возводятся 12 корпусов; несколько из них уже заселены, весь комплекс будет сдан в эксплуатацию в 2015 году. Несмотря на наличие видовых квартир, объект позиционируется в эконом-классе. В числе основных недостатков территории – дефицит школ и детских садов, а также неважная транспортная доступность: 10-15 минут от «Ломоносовской», если без пробок, но заторы случаются постоянно.

Перспективы массовой реновации промышленных территорий серединной зоны набережной под жилищное строительство в настоящее время туманны.
Земли вдоль магистрали между железнодорожным и Володарским мостом являют собой промзону, которая в свое время не пустила новые жилые микрорайоны на невский берег. Недавно представители «Группы ЛСР» объявили о начале разработки крупного проекта на 650 тыс. кв. м жилья на участке в 56 га, занятом производством стройматериалов. Однако проект планировки территории, по всей видимости, будет корректироваться: в настоящее время его разработка приостановлена из-за тяжбы, инициированной химзаводом «Реактив», земли которого попадают в санитарную зону.

Квартиры и цены: вторичный рынок

Сегодня на Октябрьской набережной на продажу выставлены сотни квартир. Однако львиную долю предложения составляют объекты новой вторички в районе Уткиной заводи. Варианты в кировках, сталинках и старопанельных домах исчисляются несколькими десятками. Что это за квартиры?

Виды на набережную из окна двух- и трехкомнатных панелек оцениваются в 80-90 тыс. руб. за кв. м. Объекты в довоенных городках Невского химзавода и ГРЭС «Красный Октябрь» в продаже светятся редко. В то же время в послевоенных сталинских домах имеется широкий спектр вариантов – от просторных однушек до компактных пятикомнатных квартир с ценами 68-94 тыс. руб. за кв. м. Примечательно, что квартиры с окнами во дворы предлагаются примерно по таким же ценам, что и с видами на непарадную набережную. Но экспонируются в листингах они заметно дольше, и в этом, пожалуй, их единственное отличие.

Главный минус проживания на набережной – конечно же, транспортный. Перемещаться на короткие дистанции на личном автомобиле по данной магистрали неудобно, а желающим выбраться из родного двора приходится встраиваться в полноводные потоки транзитного транспорта. Пешеходная доступность станции «Ломоносовская» для жителей панелек на Народной улице весьма условна: идти до метро через Володарский мост на пронизывающем ветру – сомнительное удовольствие. Но, по всей видимости, это неизбежная плата за окна с видом на Неву и проплывающие корабли.

 

Текст: Филипп Урбан    Фото: Алексей Александронок