Вопрос: Каким органом власти осуществляется государственный земельный надзор в Санкт-Петербурге?
Ответ: В соответствии со статьей 71 Земельного кодекса РФ государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в соответствии с Земельным кодексом, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (Управление Росреестра по Санкт-Петербургу) существует отдел государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга земель, в чьи обязанности входит осуществление этого надзора в пределах компетенции Росреестра на территории города. В настоящее время в отделе работают 17 государственных земельных инспекторов, в сфере внимания которых находятся 139,9 квадратных километров земель Санкт-Петербурга.
Вопрос: Под окнами моего жилого дома автовладельцами соседнего многоквартирного жилого дома самовольно установлены два металлических гаража. Гаражи, по сведениям Региональной геоинформационной системы Санкт-Петербурга (РГИС), установлены на землях государственной собственности. Какие меры нам принять?
Ответ: Если вы располагаете информацией о владельцах указанных металлических гаражей (фамилия, имя, отчество, адрес места жительства), то вам целесообразно обратиться в Управление Росреестра по Санкт-Петербургу с заявлением о проведении проверок соблюдения земельного законодательства в отношении указанных лиц.
В случае отсутствия у вас такой информации целесообразно обратиться в районное Управление (отдел) Министерства внутренних дел РФ, так как органы правопорядка (полиция) уполномочены проводить проверки, составлять протоколы об административных правонарушениях, в том числе по нарушениям земельного законодательства.
Вопрос: В одном из жилых многоквартирных домов по нашей улице в квартире функционирует продуктовый магазин. Владельцы (хозяева) продуктового магазина сделали в него отдельный вход и огородили часть придомовой территории общего пользования. Является ли это нарушением?
Ответ: В соответствии с частью 2 статьи 16 Закона « О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 24.12.2005 земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме) решение о выделении части земельного участка общего пользования может принять общее собрание собственников жилья (если иное не предусмотрено Уставом).
В случае, если такое решение общим собранием не принималось, в данных действиях имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопрос: После проведения межевания земельного участка мой сосед не согласился с результатами и препятствует установке ограждения моего участка. Что мне делать?
Ответ: В вашем случае усматривается земельный спор о границе смежных земельных участков, в соответствии с частью 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации (рассмотрение земельных споров). Поскольку земельные споры рассматриваются в судебном порядке, для разрешения возникших противоречий вам необходимо обратиться в суд.
Вопрос: По телевидению слышали, что скоро будут повышены штрафные санкции за нарушение земельного законодательства?
Ответ: Действующий размер штрафов в сфере земельный отношений долгое время не менялся (в зависимости от состава – до 11 лет). Это привело к тому, что в настоящее время он несопоставим с негативными последствиями нарушений, экономическими потерями. В настоящее время Государственной Думой Федерального Собрания РФ подготовлен проект федерального закона № 510495-6 «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях», предусматривающий совершенствование состава нарушений земельного законодательства, а также новый подход к назначению размера административного штрафа – в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка, в отношении которого допущено нарушение. Это позволит дифференцировать штрафы в зависимости от площади нарушения и вида использования земельного участка, экономических потерь, возникающих от незаконного использования объектов земельных отношений.