Повлияют ли международные санкции на ход реализации проекта «Лахта центр» и почему его инвесторы не готовы вкладывать средства в строительство метро в Приморском районе, рассказал БН исполнительный директор ЗАО «ОДЦ “Охта”» Александр БОБКОВ.

– Александр Артурович, ранее сообщалось, что к октябрю этого года в «Лахта центре» должны быть завершены работы по устройству котлована. Идете в соответствии с графиком? А когда начнется возведение надземной части башни?

– Сейчас работы по котловану уже закончены. Мы полностью укладываемся в директивный график, утвержденный при начале строительства. Более того, выполнены все наиболее сложные инженерные работы, связанные со значительным углублением в грунт в непосредственной близости к Финскому заливу. По уникальности применяемых технологий эта часть нулевого цикла была для нас самой сложной. Мы выполнили работы по водоотведению, защите всего подземного пространства комплекса от проникновения грунтовых вод и по организации свайного основания – напомню, что оно представляет собой сложное инженерное сооружение из 2080 свай (только под башней изготовлено 264 двухметровых в диаметре свай, с глубиной погружения 72-82 м). Можно сказать, что мы прошли нижнюю отметку проекта и теперь начинаем двигаться вверх. Согласно графику работ башню можно будет увидеть из-за строительного забора уже в августе 2015 года, а прилегающие здания МФК – на месяц раньше.

– Построить небоскреб планируется к 2018 году. Реально ли уложиться в этот срок, если так долго шли работы нулевого цикла? С какой скоростью вы планируете возводить объекты – этаж в неделю, в месяц?

– Как я уже отметил, длительность подготовительного периода была связана со сложностью и уникальностью выполненных нами подземных работ. Но наш проект – не исключение из правил. Серьезная подготовка необходима для любой высотной стройки подобного уровня, где на выполнение работ по подземной части требуется столько же времени, сколько и по надземной. И сейчас у нас у нас нет никаких оснований сомневаться, что мы уложимся в заявленный инвестором срок.

Во-первых, нам удалось пройти этап проектно-изыскательских работ, на котором спотыкаются большинство девелоперов и застройщиков. Во-вторых, мы полностью закончили инженерную подготовку всей территории строительства и, главное, сформировали отличную профессиональную команду исполнителей. Профессионализм и опыт компаний, с которыми заключены контракты, а также завершенный этап строительства подземной части проекта позволяют нам с оптимизмом смотреть в будущее.

Свайное основание для «Лахта центра» представляет собой сложное инженерное сооружение из 2080 свай, под башней их 264, с глубиной погружения 72-82 м

Плановый темп строительства надземной части комплекса очень высок. Чтобы уложиться в установленные сроки, нам предстоит возводить по одному этажу башни за шесть-семь дней. И этот темп надо обеспечивать, при том что конструктивным материалом для каркаса и перекрытий является железобетон, которому требуется время для набора прочности.

Но хочу подчеркнуть: кроме башни мы одновременно приступим к возведению еще и многофункционального здания, которое по технологическому насыщению и строительному объему будет бóльшим, чем сам небоскреб.

– Когда вы приступали к реализации проекта, общеполитическая ситуация в мире была совсем иной, чем сейчас. «Газпром» попал под действие международных санкций, и отменены они, по прогнозам, могут быть не ранее 2017 года. Снижаются цены на нефть. Вы не опасаетесь, что инвестор может отказаться от проекта или пересмотреть его параметры?

– Ситуацию с полным отказом от проекта я представляю себе как маловероятную. Дело в том, что для «Газпрома» это давно запланированный и очень ожидаемый объект, по существу мы строим новый дом, куда должны переехать большинство структур инвестора. Поэтому мы надеемся, что наша стройка будет защищена от последствий санкций для компании. Сейчас финансирование идет в полном соответствии с графиком. Наш проект требует существенных вложений, но в целом не критичен для «Газпрома». Конечно, сейчас довольно сложно прогнозировать, как будут дальше развиваться события, но пока у нас нет причин волноваться.

– Участвуют ли в возведении объекта отечественные строительные организации на субподряде или у вас работают исключительно иностранцы?

– Не открою большого секрета в том, что мы вынуждены привлекать иностранные компании, поскольку опыта возведения подобных объектов у наших строителей немного. Но на всех работах, не связанных с уникальными технологиями, у нас задействованы исключительно российские организации. Это все, касающееся подготовительного этапа, проектирования и строительства инженерных сетей, водоотведения, геологии. Но и уже законтрактованные нами иностранные компании нанимают на субподряд местных субподрядчиков и специалистов, инженеров, механиков и т. д. Мы не видим в этом ничего плохого, так как наши организации получают прежде всего бесценные знания и навыки в использовании передовых технологий, а также значительные средства за счет своей части выполненных работ.

Длительный подготовительный период для «Лахта центра» был связан со сложностью и уникальностью выполненных подземных работ

Добавлю также, что, несмотря на санкции, участвовать в реализации нашего проекта готовы практически все иностранные компании, считающиеся мировыми лидерами в высотном строительстве. Мы, уверен, выбрали лучших, никто не отказался от сотрудничества, и сейчас они уже не просто выполняют работы, а передают знания российским исполнителям.

– Почему в рамках проекта «Лахта центр» было решено отказаться от гостиницы в пользу коворкинг-центра? Вы посчитали, что она окажется невостребованной в новых экономических обстоятельствах?

– Гостиница в комплексе обязательно появится, но на более поздних этапах. Дело в том, что в рамках реализуемого проекта мы получили задание от нашего инвестора на строительство дополнительных офисных площадей. И, соответственно, та часть комплекса площадью около 30 тыс. кв. м, которая отводилась под гостиницу, была перепрофилирована под офисы. Из-за этого нам пришлось вносить в проект существенные изменения, что немного снизило темп и не позволило идти с опережением графика. Ранее предполагалось, что структуры «Газпрома» займут около двух третей офисной части возводимого комплекса, но сейчас мы имеем заявку на все офисы. То есть сторонних арендаторов в деловой части комплекса, скорее всего, не будет.

Так будут выглядеть интерьеры «Лахта центра», офисные площади займут структуры «Газпрома»

Но с учетом количества работающих в структурах «Газпрома» гостиничная функция обязательно потребуется. География деятельности компании обширна, количество совещаний с участием командированных сотрудников измеряется сотнями в день, и вполне логично организовать работу так, чтобы прибывающий персонал был размещен по соседству с офисным центром. Гостиницу возведем либо мы сами, либо гостиничный оператор. Она будет четырехзвездочной, ориентированной на бизнес-класс. Мы уверены в 100-процентной заполняемости объекта. Причем оператора уже выбрали – это Crowne Plaza Hotels, входящая в группу компаний InterContinental Hotels Group.

– Уже известно, кто конкретно из структур «Газпрома» переедет в «Лахта центр»?

– Прежде всего «Газпром нефть». Наш комплекс – это ее штаб-квартира, и эта компания будет занимать порядка 40% офисов. Скорее всего, в такое статусное здание переедет Корпоративный центр самого «Газпрома». А окончательный список по отдельным структурам и подразделениям появится чуть позже, ближе к 2017 году

– Есть ли у «Газпрома» или ОДЦ планы по освоению других территорий в Южной Лахте? Не планируется ли приобрести участки под строительство жилья для сотрудников комплекса?

– Мне о таких планах инвестора пока ничего не известно. Но если говорить о нас, как о компании занимающейся девелопментом этой территории, то мы не собираемся выходить за пределы принадлежащего нам земельного участка. Мы занимаем территорию в 160 тыс. кв. м, из которых сейчас в застройке приблизительно 70 тыс. То есть у нас есть существенный запас на развитие в пределах собственной территории. Кроме того, весь наш земельный участок в настоящее время полностью инженерно подготовлен, даже с учетом будущего развития. На нашей территории после окончания проекта вполне можно развивать дополнительные площади, это позволяют делать и Генплан, и Правила землепользования и застройки. Так что никаких препятствий для дальнейшего строительства нет, но такой задачи инвестором пока перед нами не ставится.

– Петербургские депутаты не раз выступали с инициативой переложить расходы по строительству дорожной инфраструктуры для района Лахты с городского бюджета на плечи девелопера. Как вы относитесь к подобной инициативе и готовы ли хотя бы частично выделить на эти цели средства?

– Как можно серьезно воспринимать предложение заняться несвойственными, и более того, юридически запрещенными функциями? У нас нет ни морального права, ни законных оснований стать инвесторами общегородской инфраструктуры. Это непонятно нашим акционерам, и никак не вписывается в текущее законодательство. Да, действительно, мы не раз сталкивались с предложениями вложить деньги в строительство станции метрополитена для «Лахта центра». Но каков будет статус объекта после его завершения? В чьей собственности он будет находиться, если мы вложим в него средства? Я с трудом могу себе представить такой объект, как частная станция метрополитена.

Строительство «Лахта центра» идет в соответствии с графиком

Кроме того, хотелось бы напомнить, что на сегодня «Газпром нефть» является крупнейшим налогоплательщиком Петербурга. Ежегодные отчисления компании в городской бюджет, за счет которого – в том числе – финансируется развитие транспортной инфраструктуры, более чем существенны. За период с 2006 года эта сумма превысила 120 млрд руб., она попала в петербургский бюджет и явилась источником финансирования десятков инфраструктурных проектов. Отдельный вопрос, как городские власти расставляют приоритеты при распоряжении данными средствами. Также не следует забывать, что после ввода в эксплуатацию такого большого объекта, как «Лахта центр» мы начнем дополнительно перечислять в петербургскую казну еще и налоги на имущество. По текущим ставкам выплаты ежегодно будут превышать 1,5 млрд руб. Это гигантская сумма. Если и эти средства не воспринимать как вклад в развитие города и его инфраструктуры, то остается только развести руками.

– Не секрет, что ранее реализация проекта по строительству башни, и даже в Приморском районе, сопровождалась массовыми протестами градозащитников. Сейчас, на ваш взгляд, протестные настроения сошли на нет?

– Да, теперь массовых протестов нет. Почему так произошло, можно лишь предполагать. На мой взгляд, это объясняется тем, что мы со своей стороны перешли от слов к делу и приступили к реализации проекта. Убедить оголтелых противников чего-либо нового в принципе невозможно. Те же, кто готов воспринимать действительность объективно, сопоставлять плюсы и минусы, возможно, пока взяли паузу. Кроме того, видимо, у градозащитников появились другие, более важные, задачи по сохранению исторического центра и объектов культурного наследия. Да и в целом экономическая ситуация в стране сейчас серьезно изменилась не в лучшую сторону. Граждан больше волнуют такие темы, как инфляция, колебания курса рубля, цена на гречку, а не борьба с мифическими мельницами.

Текст: Светлана Коваленко    Фото: Алексей Александронок, пресс-служба ЗАО «ОДЦ «Охта»