Аэропорты, строившиеся в нашей стране по типовым проектам в 60-е годы прошлого века – это всего лишь застекленные ангары весьма скромных размеров, и таковыми оставались буквально до начала XXI века – пока за них не взялись коммерческие структуры.
Такими были и «Домодедово», и «Шереметьево-1». Но как понять тех, кто проектировал и строил второй терминал северного аэропорта Москвы? Неужели никто из них не читал роман Артура Хейли «Аэропорт»? Описанное в нем грандиозное сооружение уже в конце 60-х годов сам же автор называл «устаревшим» и «технически отсталым». Тем не менее, спроектирован и построен был очередной ангар. Разве что высотный. В нем – 21 «гейт», оснащенный выдвижным рукавом. Для сравнения – международный аэропорт захолустного Эдинбурга насчитывает порядка 130 выходов. Отсюда – вечные проблемы. А транспорт?
Давка в воротах
Те, кто сегодня прилетают в Шереметьево – все равно какое, первое ли, второе ли, - плюются. И это мягко сказано. От колоссальнейших транспортных пробок у пассажиров – сплошная головня боль. Ну в самом деле: на развилке Международного шоссе – там, где поворот на arrival- и departure-zone налево и на Шеметьево-1 направо – стихийная стоянка. Люди часами ждут прилетающих, сюда же привозят отбывающих… В одной длиннющей очереди маршрутные такси, автобусы, частный и служебный транспорт.
А в самом аэропорту? Назойливые таксисты, предлагающие «конец» за полторы тыщи рублей. «Конец» - это от аэропорта до северных районов Москвы. Если западнее, южнее или восточнее – дороже.
И ведь никакой по сути альтернативы. Шереметьево сегодня – единственный аэропорт Москвы, до которого можно добраться только по верху и только на перекладных. «Домодедово» еще семь лет назад связал себя с центром города «Аэроэкспрессом», три года назад скоростные поезда пришли прямо на привокзальную площадь «Внуково». И только в Международный – официально он так назывался всегда – аэропорт «Шереметьево» или на автобусе, или на такси.
Так есть сейчас. Но так будет не всегда.
Экспрессом – в зону вылета
На этой неделе строители объявили о том, что завершен ключевой этап строительства уникального, не имеющего аналогов в России железнодорожного терминального комплекса в аэропорту Шереметьево. Здание подведено под монтаж кровли.
Строительство нового терминала осуществляется в рамках проекта по организации прямого железнодорожного сообщения между Москвой и аэропортом Шереметьево, который является, в свою очередь, частью широкомасштабной программы обеспечения железнодорожного сообщения с крупными аэропортами России. Общий объем инвестиций составит около $95 млн.
Не обошлось и без проблем и, естественно, скандалов. Как обычно бывает, проект строительства железнодорожной ветки, необходимость в котором была сразу же после введения в строй второго терминала в 1979 году, запрягали слишком долго. То денег нет, то желания строить… Наконец, когда уже все вроде бы решили, захотелось «быстро ехать». Но – снова увы. Строители будущей трассы прошлись бульдозерами по природоохранным зонам Химкинского и Долгопрудненского районов. Вмешались экологи, стройка долгое время была под запретом… Вроде обошлось.
Сейчас вдоль автомобильной дороги, связывающей первый и второй терминалы, ударными темпами возводится эстакада, по которой проложат рельсы. Она ведет к новому пассажирскому терминалу – его очертания начинают вырисовываться, поднимаясь над строительными заборами.
Терминал, общая площадь которого 60 тыс. кв. м, - ультрасовременный и многофункциональный комплекс. Помимо наземной железнодорожной станции с двумя двусторонними пассажирскими платформами (предназначены для одновременного приема четырех электропоездов), комплекс будет включать высокотехнологичное коммерческое здание.
Платформы станции расположатся на семиметровой высоты эстакаде, под которой разместится двухъярусная автостоянка на 346 машиномест. С залами вылета и прилета терминала №2 аэропорта Шереметьево железнодорожный комплекс соединят две стеклянные галереи.
Всего за полчаса
Пассажиры с железнодорожной платформы будут попадать прямо в атриум, где разместятся десятки магазинов. К услугам пассажиров будет также рекреационная зона, рестораны и бары. Верхний этаж будет отведен под бизнес-центр с офисными площадями и конференц-залами. Терминал планируется ввести в строй до конца нынешнего 2007 года. Тогда же будет запущен первый пробный состав с Белорусского вокзала до аэропорта Шереметьево.
В перспективе 28 пар составов будут отправляться с Белорусского вокзала и 8 пар с Савеловского. Экспрессы до зоны прилета-вылета планируется запускать с интервалом в 30 минут с 5.30 до 23 часов. Время в пути 30-35 минут! В первый год предполагается перевезти до 7 миллионов пассажиров. После возведения крыла между терминалами 2 и 3, которое планируют закончить в марте 2008 года, пассажиропоток увеличится до 9 млн человек.
А что в более отдаленном будущем? В центре Москвы будет построен единый аэровокзал – по одним данным, в районе Сити, по другим на Комсомольской площади, - откуда можно будет доехать до любого аэропорта столицы. Более того, уже к концу следующего 2008 года по железной дороге можно будет добраться до столичных аэропортов Шереметьево, Внуково и Домодедово с Савеловского, Белорусского, Киевского и Павелецкого вокзалов.