С 7 ноября начало действовать Постановление Правительства РФ «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства». Оно заметно сокращает максимальное число согласований при строительстве жилья – с 220 до 134. Теоретически это уменьшит временные и финансовые потери застройщиков из-за излишних бюрократических процедур, а значит должна снизится себестоимость строительства. Но в строительной отрасли уверены, что эффективность постановления зависит от позиции региональных властей.
Долгая дорога к карте
Упомянутое постановление – один из этапов создания так называемой дорожной карты строительства. Она должна снизить бюрократические барьеры, сделать все согласительные процедуры четкими и прозрачными и тем самым минимизировать потери строительного бизнеса от привычной чиновничьей волокиты. Дорожную карту по поручению президента России должны были разработать еще до конца 2012 года. Но путь к ней оказался очень долгим.
Началось все с констатации проблемы. Еще в 2010 году в рамках фундаментальных исследований НИУ-ВШЭ, инициированного Правительством, был проведен анализ международного опыта организации административных процедур в строительстве. Выяснилось, что легче всего согласовать возведение постройки в таких странах, как Гонконг, Новая Зеландия, Сингапур, Саудовская Аравия. Россия уступила по комфортности бизнес-среды даже странам Восточной Европы, где застройщику требуется пройти всего 20 процедур, на которые уходит 238 дней. У нас совокупный срок согласований на всех этапах строительства составляет около трех лет.
Следующим шагом в разработке дорожной карты стало детальное изучение административных барьеров в строительстве, проведенное Институтом экономики города (ИЭГ) совместно с НКО «НОСТРОЙ» в 43 российских городах. В ходе этой работы стало очевидно, что до 40% бюрократических препон выстраиваются на региональном уровне. «В среднем количество процедур в регионах оказалось вдвое больше, чем установлено федеральными законами и нормативными актами. При этом часть требований местных администраций противоречит федеральному законодательству», – объяснила руководитель исследовательского проекта научный советник президента Фонда «ИЭГ» Татьяна Полиди.
В наиболее критичных ситуациях на преодоление всех преград строительным компаниям приходится тратить 4-4,5 года. Самое большое количество процедур – в среднем по 35 согласований – приходится на этапы строительства и ввода в эксплуатацию. А больше всего времени требуется на общение с чиновниками на стадии проектирования – в среднем 296 дней.
В Петербурге ситуация и вовсе критическая. «По информации, предоставленным нам застройщиками, только на согласование проекта планировки территории уходит около 44 месяцев», – сообщил генеральный директор СРО «НП “Объединение строителей Санкт-Петербурга”» Алексей Белоусов.
Такие проволочки ведут к дополнительным затратам. Расходы компании на прохождение всех процедур составляют в среднем 25 млн руб., подсчитали в ИЭГ. Причем 80% этих средств – это расходы на подключение к сетям компаний-монополистов.
Поможет или нет?
Представители строительного сообщества разработку отраслевой дорожной карты безусловно приветствуют. Но утверждают, что заработает новый документ только при выполнении двух условий. Прежде всего, нужно законодательно сократить не только количество процедур, но и время их прохождения. «Необходимо четко закрепить в нормативных актах срок получения каждого согласования. Например, на сегодняшний день существуют нормы, устанавливающие сроки рассмотрения заявок в течение 30 дней. Несмотря на то что технически в таком длительном изучении документов нет необходимости, никто из чиновников не станет делать свою работу быстрее, скажем – за неделю», – утверждает Алексей Белоусов.
Второе условие – готовность региональных властей адаптироваться к новым правилам игры. «Административные барьеры следует разделить на две части. Во-первых, это обязательные градостроительные согласования и получение разрешений на строительство, без которых нельзя начинать работу, – они необходимы. Во-вторых, это излишние бюрократические барьеры, как правило коррупционные, от которых надо избавляться. Поэтому во многом эффективность данного постановления будет зависеть от региональных властей, которые должны бороться со второй группой преград», – считает директор ССК «Союзпетрострой» Лев Каплан. Введение принципа одного окна, как показала практика Петербурга, не решает указанной проблемы, уточнил собеседник. Застройщик все равно не имеет возможности выяснить, кто конкретно из чиновников и на какой стадии задерживает документы, а потому бессилен воздействовать на волокитчика.
Строительное сообщество Петербурга пыталось инициировать снизу отладку бюрократических институтов. Еще в 2012 году Объединение строителей Санкт-Петербурга разработало подробную дорожную карту, четко указав, какие согласительные процедуры можно упростить, какие отменить и какие коррективы в петербургское законодательство для этого требуются. По оценкам авторов, можно сократить время согласований примерно вдвое, снизив за счет этого цену квадратного метра на 5-7%. Однако реакции Смольного не последовало.