S – не как доллар
Решение искали многие, а нашли специалисты проектного института ОАО «Метрогипротранс»: это его специалисты более 70 лет назад проектировали первую линию московского метрополитена. Да и за последние годы институт подарил столице немало масштабных проектов. Можно упомянуть восстановленные «Воробьевы горы», простоявшие без пассажиров более 10 лет, и станцию «Парк Победы», и Бутовскую линию легкого метро, и мини-метро до «Москва-Сити». И вот теперь – вантовый мост.
Изначально, по словам главного инженера проекта Адыла Закирова, рассматривались пять вариантов мостового перехода, но в результате остановились на вантовом. Проект этот настолько красив и необычен, что завоевал два года назад медаль на Брюссельской выставке.
Пилон моста представляет собой арку стометровой высоты, к которой 78-ю стальными вантами крепится центральный пролет моста. Под сводом арки, на высоте птичьего полета, скоро «повиснет» трехуровневый ресторан со смотровой площадкой: подняться сюда можно будет на наклонных лифтах, которые расположатся в правой части пилона. Общая длина перехода – полтора километра, из которых примерно треть (420 метров) будет в прямом смысле этого слова висеть в 30 метрах над рекой.
Особая гордость проектировщиков – сложная геометрия моста, напоминающего, если смотреть сверху, гигантскую букву S. По сути мост повторяет изгиб реки – ничего подобного ранее нигде не было построено.
Работы начались еще в 2004 году. В русле Москва-реки были отсыпаны два островка, на которых начали сооружать бетонные опоры для арки. Здесь на 30-метровую глубину забурили десятки свай диаметром в полтора метра. Сегодня над островками на 100 с лишним метров возвышается арка пилона.
Монтажники Мостоотряда-18 провели поистине ювелирную работу: мост должен обладать особой прочностью – гарантийный срок 100 лет, - а потому зазоры между деталями микроскопические. Впрочем, опыт подобных работ у компании огромный: все мосты и эстакады, построенные за 65 лет существования организации, перечислить просто невозможно.
Всем миром
В строительстве принимали участие различные предприятия со всей страны. в разработке арочного пилона принимали участие специалисты омского НПО «Мостовик». Это же предприятие изготавливает и металлические конструкции моста. А разработчиком и изготовителем особо прочного крепежа – ведь мосту необычной формы придется испытывать и непривычные нагрузки – стал Магнитогорский метизно-калибровочный завод «ММК-Метиз».
- Возведение арки моста было завершено минувшей зимой, - рассказал Олег Воронин, заместитель главного инженера Мостоотряда-18. – Одновременно на специальных стапелях собирался центральный, 420-метровый пролет моста.
Проезжую часть шириной 47 метров «надвигали» по временным опорам по мере готовности. Сегодня, можно сказать, работы вышли на финишную прямую: тоннели под Серебряным бором готовы, бетонные опоры и эстакады отлиты.
А минувшим летом монтажники провели еще одну с одной стороны очень трудоемкую, а с другой – ювелирную операцию: сваренные части моста «подвесили» на 78 вантах – стальных канатах 30-сантиметрового сечения.
Напомним, что вантовый мост станет частью крупной столичной транспортной системы – он не просто соединит два берега реки, но и свяжет две части строящегося сейчас сразу с двух сторон Краснопресненского (другое название - Звенигородского) проспекта.
Московские власти связывают с этой магистралью большие надежды: Краснопресненский проспект должен соединить центр города с МКАД и Новорижским шоссе, а также оттянуть на себя часть транспортного потока с Волоколамки, Ленинградки и Можайки. Важнейшей частью проекта являются транспортные тоннели под Серебряным бором: в настоящее время строители заканчивают прокладку второго из них. «Изюминкой» этого объекта станет его двойное назначение: каждый из тоннелей будет продольно поделен пополам; в верхней части разместится проезжая часть автомагистрали, в нижней – пути Строгинской ветки метро.
В конце нынешнего года по восьми полосам скоростной магистрали начнется движение автомобилей. А под ней – пойдут поезда до Строгино: мост, как и тоннели под Серебряным бором – двухуровневые.
Пока же прямо на проезжей части, аккурат под сводом арки, кипят строительные работы. С мостом-то все в порядке. А вот подвесной ресторан, который будет находиться на высоте 100 метров, еще только заканчивают собирать. Скоро мощные лебедки поднимут «летающую тарелку» в небо: к Новому году проезду здесь ничто не должно мешать.
Справка
До 80-х годов прошлого века самым длинным вантовым считался мост Голден Гейт («Золотые ворота»), перекинутый в 1937 году через тихоокеанский пролив Золотые Ворота и соединяющий Сан-Франциско с полуостровом Марин. Это замечательное инженерное сооружение, спроектированное Йозефом Штраусом, сразу стало символом города.
Его длина составляет 2 812 м, расстояние между опорами — 1 280 м, а их высота над водой по-прежнему остается рекордной — 227 м. Сейчас самый протяженный вантовый мост - Акаси–Авадзи - находится в Японии: длина «висячего» пролета составляет 1991 метр. Но и этот рекорд скоро будет побит: голландская подрядная фирма Smit International строит сейчас самый длинный в мире вантовый мост Rion-Antirion в Греции – его длина 2250 метров.
Ну а самым-самым длинным вантовым мостом станет мост через залив Ханчжоува́нь, или «Большой трансокеанский мост через залив Ханчжоувань» — вантовый мост, возводимый в настоящее время в заливе Ханчжоувань у восточного побережья Китая.
После завершения строительства он соединит города Шанхай и Нинбо (провинция Чжэцзян) и станет самым длинным трансокеанским мостом в мире. Строительство моста началось 8 июня 2003 и планируется к завершению в 2008. Длина моста будет составлять 36 км, движение будет осуществляться по трём полосам движения в каждую сторону.