В начале 2014 года, когда экономические и политические потрясения в России и мире только набирали обороты, Смольный в отношении развития метро декларировал неслыханную щедрость: за три года планировалось выделить из бюджета 73 млрд руб. и к 2020 году построить 12 новых станций.
В текущем году на строительство подземки предусмотрено 21,2 млрд руб. В принятом парламентариями за основу проекте бюджета на будущий год ассигнования на эти цели даже немного увеличились – до 22,7 млрд руб. Таким образом, для того чтобы соответствовать трехлетнему графику, в 2016-м городу придется выделить почти 30 млрд руб., что довольно сомнительно в условиях постоянно снижающихся поступлений в казну.
Согласно финансовым параметрам «на плановый период 2016 и 2017 годов» – это своего рода предварительная смета, которая еще наверняка будет корректироваться, – метростроители получат примерно столько же (с учетом инфляции), сколько и в 2015-м, – 24 и 25,5 млрд руб. соответственно. Правда, как накануне бюджетных чтений выяснила Контрольно-счетная палата Петербурга (КСП), сметная стоимость строительства абсолютно всех новых линий метро увеличилась, и весьма значительно.
Так, наиболее важный, в свете грядущего чемпионата мира по футболу, объект – продолжение Невско-Василеостровской линии от «Приморской» до «Беговой» – подорожал на 24%. При этом в 2015-2016 годах финансирование данных работ сократится почти на 10 млрд руб., то есть примерно на 50%.
Резко уменьшились расходы и на продолжение Фрунзенского радиуса от «Международной» до «Шушар»: в будущем году на это выделят лишь 4,2 млрд руб., то есть на 44% меньше, чем планировалось ранее. Всего по смете общие расходы на этот отрезок составляют 32 млрд руб. (на сегодняшний день освоено около 3-4 млрд), но в трехлетнем бюджете «расписаны» только 13 млрд руб. Откуда возьмутся остальные 15 млрд, совершенно неясно. Пустить в эксплуатацию все четыре новые станции, а также метродепо «Южное» планируется к концу 2017 года.
Самые же большие несоответствия между желаемым и действительным обнаруживаются при рассмотрении строки в бюджете, где указаны расходы на строительство Красносельско-Калининской ветки (шесть станций от «Обводного канала-2» до «Юго-Западной»). В ней значится цифра в 17,5 млрд руб. на ближайшие три года, при том что стоимость всех работ оценивается в 105 млрд. Пустить поезда по этой линии обещают не ранее 2019 года, то есть отставание по финансированию можно компенсировать позже. Но для этого придется за два года (2018-2019) выделить более 80 млрд руб., что выглядит маловероятным.
Официально Смольный не сдвигал сроки сдачи ни одной станции. Напротив, 29 октября, представляя проект бюджета, губернатор города Георгий Полтавченко подчеркнул, что «строительство метро было и остается приоритетом для Петербурга».
Более-менее внятный ответ на вопрос, где взять деньги, чиновники дали пока только в отношении перспектив строительства «Новокрестовской» и «Беговой». В этом случае делается ставка на федеральный бюджет. Исходя из бюджетных расходов и данных КСП по общей стоимости работ, от Москвы потребуется не менее 15 млрд руб. в течение ближайших двух лет.
По словам главы бюджетного комитета ЗакС Константина Сухенко, в 2015 году, согласно предварительным договоренностям, из федерального бюджета Петербургу перечислят максимум 14 млрд руб., причем не конкретно на строительство подземки, а «на все про все». И не исключено, что в действительности эта сумма будет гораздо более скромной.
Депутат городского парламента от фракции «Яблоко» Григорий Явлинский вообще уверен, что никаких денег из Москвы нашему городу не дадут. «Надо отдавать себе отчет, что в сложившихся экономических обстоятельствах центр будет, наоборот, секвестировать затраты. Федеральный бюджет, думаю, еще будет корректироваться с учетом падения курса рубля, цен на нефть и санкций, которые никто отменять не собирается», – подчеркнул он.
Впрочем, жителям Северо-Западной Приморской части волноваться, судя по всему, незачем – ввиду острой необходимости строительства продолжения Невско-Василеостровской линии к Мундиалю 2018 года. А вот тем, кто проживает в восточной части Купчино и на юго-западе города, возможно, придется потерпеть без метро еще несколько лет.