Мы побывали в особняке на древнем Ваганьковском холме за несколько часов до его торжественного открытия.
Долог путь
Средства массовой информации двадцать лет писали о затяжном восстановлении старейшего здания главной библиотеки страны. Когда в начале 1980-х годов «Дом Пашкова» с известнейшим и популярнейшим Румянцевским читальным залом закрывали на ремонт, никто не предполагал, что библиотекари и посетители снова смогут войти в его двери лишь в следующем столетии. Но сначала выяснилось, что из-за грубейших нарушений, допущенных при строительстве станции метро «Боровицкая», северный флигель дома испытывает постоянные вибрационные перегрузки, и инженеры настояли на подробнейшем мониторинге состояния старинных балок и капитальных перекрытий.
Потом реставраторы «вспомнили» о красивейшем бельведере, куда в силу его геометрии уже давно не ступала нога человека: эта область пространства попадает в запретную зону кремлевской охраны. Поскольку долгие годы на бельведер никто не поднимался, его ремонтом не занимались, и кровельные конструкции сильно обветшали и стали пропускать осадки.
Когда же с учетом этих особенностей главный архитектор проекта реставрации Алла Шиманова из Центральных научно-проектных и реставрационных мастерских Министерства культуры скорректировала документацию, грянули веселые девяностые годы, и федеральный бюджет заморозил финансирование. Спорадически небольшие деньги удавалось выбить, но одна консервация сменяла другую, а фирмы, приходившие на объект между «заморозками», далеко не всегда соблюдали технологии.
«В первой половине 1990-х годов одна организация вроде бы из добрых побуждений предложила восстановить лепнину в Парадном зале на втором этаже, – вспоминает главный специалист Управления капитального строительства РГБ по реставрации предметов декоративно-прикладного искусства Светлана Утва. – Рабочие сделали свое дело, покрасили свеженькую лепнину и ушли: продолжить финансирование не удалось. И только пару лет назад мы выяснили: качество исполнения было столь низким, что олифа… за десять лет не высохла! Поэтому новому подрядчику пришлось делать тройную работу: счищать старые «сопли», заново восстанавливать лепнину и еще раз перекрашивать ее».
Вместе со Светланой Петровной проходим по сверкающим залам. Домываются мраморные лестницы, выносится последний строительный мусор, разбираются временные конструкции. Пожалуй, именно сейчас, когда реставрация завершена, а библиотека еще не успела задействовать Дом Пашкова на все сто процентов, лучше всего понимаешь непростую судьбу этого интереснейшего памятника.
Первоначально румянцевское музейное собрание разместилось именно в том строении, где при Пашковых был конный манеж. А еще несколько поколений спустя, когда и Дом Пашкова, и румянцевская книжная коллекция уже принадлежали Всесоюзной государственной библиотеке им. Ленина, в том же самом помещении открыли читальный зал…
Сюрпризы истории
Как это всегда бывает с древними и сложными зданиями-памятниками, строгие принципы научной реставрации не раз ставили перед архитекторами вопрос: на какой именно период жизни Дома Пашкова ориентироваться? И серьезнейшие исследования, на которые подчас уходили месяцы, уже подарили несколько открытий.
Так, одна из вскрытых внутренних стен в северной части особняка имеет ярко выраженные фасадные признаки. Скорее всего, когда-то эта стена была наружной, и, значит, сам «Дом Пашкова» сначала был куда меньше, ограничиваясь хорошо просматривающимся нынче контуром четверика. А в обширных подвалах строители обнаружили отлично сохранившийся колодец неизвестного назначения. Не служил ли он стародавним хозяевам источником питьевой воды? А может, это начало подземного хода в близкий Кремль?
Есть и еще одна полулегенда-полубыль, относящаяся уже к советскому периоду освоения подземного пространства под «Домом Пашкова». Будто бы его с основным зданием «Ленинки» связывала небольшая линия узкоколейной железной дороги, по которой из корпуса в корпус можно было легко перебросить книжные заказы читателей. Строители финишного периода реставрации, начавшегося в 2003 году, никаких остатков той «магистрали» не обнаружили, да их в тот коридор и не пустили: уже несколько лет он находится под юрисдикцией всемогущей кремлевской «девятки». Но особой надобности регулярно перевозить фонды туда-сюда теперь, похоже, не будет.
В «Дом Пашкова» уже в этом году должны вселиться три элитных отдела РГБ: рукописей, картографии и нот. Их фондохранилища разместятся тут же, в переоборудованном подвале. Рядом с ними, под двором старинной усадьбы, – огромный заново сооруженный подземный комплекс техобслуживания с современнейшими системами вентиляции, энергетики, пожаротушения и климат-контроля. А в бывшем Румянцевском читальном зале, как и прежде, будет читальный зал, только относящийся к отделу рукописей.
Его интерьеры с красивыми деревянными антресолями, балюстрадами и шкафами-витринами восстановлены по дореволюционным обмерам и фотографиям Румянцевского музея. Правда, чтобы увидеть эту красоту, счастливым обладателям читательских билетов РГБ придется подождать еще примерно год: публику в читалку Пашкова дома обещают пустить в конце 2008-го.
В остальных помещениях особняка скоро разместятся научные сотрудники, каталожные службы, охрана. В анфиладе первого этажа предусмотрен небольшой буфет, а в отделе нот – комнаты для прослушивания музыки, в том числе и «вживую»! В парадном же зале, где до революции находился читальный зал Румянцевской библиотеки, откроется культурно-выставочный комплекс. Все таблички у входов в помещения уже укреплены. Причем, как шутят сотрудники, новая столярка оказалась дороже стен XVIII века: к только что установленным дверям прикручивать что-либо категорически запретили.
В «Доме Пашкова» осталась, пожалуй, лишь одна недоделка. Но и она обусловлена принципом научной реставрации. На парадной лестнице еще при открытии своего музея граф Румянцев пожелал видеть барельеф родного отца – генерала-фельдмаршала Петра Румянцева-Задунайского. Как положено по классической традиции, над изображением военачальника поместили родовой герб Румянцевых. Его важная часть – человеческая ладонь, устремленная ввысь и будто бы что-то держащая (факел? крест? какое-то орудие?)…
Досконально разобраться с этой проблемой нынешним реставраторам так и не удалось: архивных изображений румянцевского герба не сохранилось, и пятерня на барельефе осталась пустой. Пока…