На этой неделе президент РФ Владимир Путин согласился с предложением премьер-министра Дмитрия Медведева и подписал Указ № 612 «Об упразднении Министерства регионального развития РФ».
Указ № 612
Ликвидационные процедуры в связи с упразднением Министерства регионального развития займут три месяца.
Согласно документу вопросы государственной политики и нормативно-правового регулирования градостроительства перепоручаются Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.
«Я благодарен всем, кто сотрудничал с Министерством регионального развития РФ и принимал участие в выработке управленческих решений в сфере наших компетенций и полномочий», – заявил в прощальном слове экс-глава министерства Игорь Слюняев. Он выразил надежду, что наработки его ведомства останутся востребованными.
Аргументация же Дмитрия Медведева о целесообразности ликвидации Минрегиона выглядела следующим образом: правительство – не застывшая структура, оно должно меняться.
Кроме того, в последнее время были созданы Министерство по развитию Дальнего Востока, Министерство по делам Крыма и Министерство по развитию Северного Кавказа. Таким образом, страна переходит к территориальному принципу управления.
Наконец, появился Минстрой, взявший на себя большинство функций по управлению отраслью.
Слово и дело
Уточним: де-факто строительным сегментом российской экономики профильный Минстрой уже руководит.
Так, по итогам 2013 года Игорь Слюняев докладывал, что в прошедшем году его министерством осуществлялась реализация четырех государственных программ. В том числе и программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ».
Но в текущем году Правительство РФ утвердило новую редакцию этой госпрограммы. Соответствующее постановление от 15 апреля 2014 года № 323 опубликовано на сайте Кабинета министров России. И в паспорте программы ответственным исполнителем уже значится Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Также теперь не Минрегион, а Минстрой ежеквартально рассчитывает норматив «средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам федерации». Эта цифра используется для расчета размера социальных выплат на покупку жилья.
Именно Минстрой, а не Минрегион в последнее время выдвигает различные реформаторские инициативы. Это и предложения по адаптации Программы «Жилье для российской семьи» к региональной специфике. Это и идея разрешить субъектам РФ использовать при строительстве жилья типовую проектную документацию, инициатива установить федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
Минстрой разрабатывает типовой договор найма социального жилья и последовательно сокращает перечень согласовательных процедур в строительстве.
БН опросил ряд экспертов строительного рынка. Наш вопрос: может ли упразднение Минрегиона оказать негативное влияние на дальнейшее развитие строительного комплекса?
Прямая речь
Руководитель отдела консалтинга ASTERA St. Petersburg Алексей Гулевский:
– Ликвидация Минрегиона никак не повлияет на строительную отрасль, так как функции министерства будут перераспределены между другими федеральными органами власти. Строительную отрасль и так всегда курировало достаточно много ведомств, полномочия которых зачастую пересекались.
Аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин:
– Для строительного комплекса подобные структурные изменения в целом носят нейтральный характер. Перераспределение функционала ориентировано на оптимизацию управления, какого-либо негативного влияния на регулирование в отдельных сферах теоретически не должно наблюдаться. Кроме того, в результате структурных изменений индустрия получает профильное министерство, которое сможет сосредоточиться на решении наиболее актуальных задач рынка.
Генеральный директор НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга» Алексей Белоусов:
– Функции Минрегиона включали не только курирование строительной отрасли в регионах. Главной задачей министерства, когда оно создавалось, являлось содействие экономическому развитию регионов. Стройка – лишь один из элементов такого развития. И эти функции были перераспределены давно. Их забрали не только Министерство строительства, а и Минэкономразвития, Минэнергетики, Минфин и т. д. И Минрегион оказался надстройкой, которая уже давно ничего не решала. И ничего по большому счету не делала, за исключением курирования ограниченного количества уникальных объектов федерального значения.
Так, именно Минрегион отвечал за строительство к саммиту АТЭС (Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества) и возведение дамбы – комплекса защитных сооружений Петербурга от наводнений. Этим его функции, по сути, и ограничивались. Поэтому упразднение министерства было ожидаемо.
Советник председателя Федерального межотраслевого совета «Деловой России» по строительному рынку Михаил Викторов:
– Образование Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (1 ноября 2013 года) лоббировали российские строители. Новое министерство резко взялось за работу и продемонстрировало хорошую скорость выработки инициатив, в том числе и законодательных. И еще до решения об упразднении Минрегиона Минстрой действительно взял на себя порядка 90% основных функций по регулированию отрасли. Конечно, какие-то финансовые вопросы, прежде всего связанные с реализацией федеральных целевых программ, оставались в компетенции Минрегиона. Но никакого беспокойства, что после перехода в Минстрой эти функции будут выполняться хуже, нет.