В ближайшие годы в Каменке и Юнтолово возведут более 5 млн кв. м жилья. Будут ли обеспечены жители новостроек местами в детских садах и школах? На эти и другие вопросы БН ответил заместитель главы Приморского района Герман ЗГИБАЙ.
– Герман Анатольевич, Приморский район ежегодно входит в тройку лидеров по вводу жилья в Петербурге. Есть ли земельные запасы для сохранения таких позиций в будущем и на каких территориях в ближайшее время развернется жилищное строительство?
– По итогам первого полугодия у нас было возведено 237 тыс. кв. м жилья. И мы надеемся, что к концу года перешагнем планку в 550 тыс. кв. м. И действительно, дефицит наделов под новостройки нам пока не грозит. Наш главный запас – это земли совхоза «Пригородный» в Каменке. Именно с этим северо-западным направлением мы связываем дальнейшее развитие района в ближайшее время. Достаточно давно городскими властями совместно с собственниками земель совхоза было принято решение, что территории пойдут под жилищную застройку. Сейчас часть пятен уже выкуплена девелоперами. Но это мизерная доля по сравнению с тем, что еще не распродано собственниками. Назвать вам конкретные объемы выкупленных земель и фигурантов сделок я не могу, поскольку мы как районная администрация не обладаем подобной информацией. Но у нас есть данные о застройщиках, которые либо уже вышли на стройплощадку, либо планируют это сделать в ближайшие два-три года.
Так, в кварталах 75 и 78 ЗАО СК «Росстрой» (входит в группу компаний «СУ-155») ведет строительство микрорайона, в котором должно появиться 450 тыс. кв. м жилья. ЗАО «Ойкумена» на пересечении Шуваловского проспекта и Парашютной улицы возводит жилой комплекс на 260 тыс. «квадратов». Здесь же, немного севернее перспективной пробивки Суздальского проспекта, уже приступило к освоению своего надела ЗАО «ЮИТ Санкт-Петербург»: в большом микрорайоне появится 600 тыс. кв. м жилья. Еще масштабнее планы у компании Setl City, она планирует построить на землях совхоза порядка 1,2 млн «квадратов». «Группа ЛСР» намерена возвести 420 тыс. кв. м жилой недвижимости. На стадии проектирования у компании «Северный город» (входит в холдинг RBI) еще 180 тыс. кв. м жилья.
Не стоит также забывать, что западнее Каменки, в районе Юнтолово, «Главстрой СПб» ведет строительство, можно сказать, мини-города, рассчитанного на 2,2 млн кв. м жилья.
Конечно, я перечислил только самых крупных игроков. Но даже если уже заявленные проекты будут реализованы, то в ближайшее десятилетие население района вырастет с 534 тысяч жителей до 800. Однако процесс продажи земли продолжается, и мы надеемся на появление и новых застройщиков.
– То есть можно предположить, что рост населения будет в итоге больше, чем по нынешним прогнозам, и число жителей перевалит за миллион?
– Я не исключаю подобного развития событий. Единственное, что может затормозить застройку территорий – это проблемы с обеспечением ее инженерной инфраструктурой и коммуникациями. У городского бюджета лишних денег на это нет. Но сами девелоперы заинтересованы в появлении сетей, поэтому тот или иной выход, я полагаю, будет найден.
– Если подсчитать объем жилья в проектах, о которых вы рассказали, то получается весьма внушительная цифра – более 5,3 млн кв. м. Как планируется обеспечивать новостройки детскими садами и школами? Не будет так же, как с «Юбилейным кварталом» в Каменке, новоселы которого остались без социальной инфраструктуры?
– В проектах, которые я перечислил, девелоперы возведут детские сады и школы за свой счет. Причем одновременно или даже прежде, чем приступят к жилому строительству. Затем с застройщиками будет решаться вопрос о выкупе или передаче этих объектов городу.
Так, например, по соседству с «Юбилейным кварталом» ЗАО СК «Росстрой» возводит жилой микрорайон. Здесь уже построены два детских сада, а в 2015 году застройщик планирует сдать школу. Этими социальными объектами смогут воспользоваться и жители «Юбилейного квартала», где ситуация очень непростая. В том числе и по вопросам транспортной доступности. По существу уже возведенные дома в этом квартале оказались в «изоляции» от городских магистралей. Для того чтобы решить эти проблемы, сейчас проводится пробивка проспекта Королева и Комендантского проспекта до Глухарской улицы. Когда работы будут завершены – по планам в конце 2014 года, мы сможем пустить общественный транспорт по новым дорогам. И я надеюсь, что та ситуация, которая сложилась сейчас в «Юбилейном квартале», с другими новостройками не повторится. По крайней мере, со своей стороны мы делаем все возможное.
– Но хватит ли мест в детских садах и школах жителям «Юбилейного квартала» и будущим покупателям жилья у ЗАО СК «Росстрой»?
– Боюсь, что нет. ЗАО СК «Росстрой» рассчитывало параметры проекта исходя из собственных объемов застройки. То есть без учета жилья, возведенного в «Юбилейном квартале». Но мы хотя бы сдвинемся с мертвой точки. Кроме того, Комитетом по строительству сейчас ведется проектирование в «Юбилейном квартале» двух общеобразовательных школ, в планах на 2015 год – еще два детских сада.
– Какова в целом ситуация в Приморском районе с обеспеченностью населения местами в детсадах и школах?
– Сейчас у нас практически ликвидирована очередь для детей в возрасте от трех до семи лет, однако проблемы остались с так называемыми ясельными группами. В строящихся детских садах помещений, пригодных для малышей в возрасте от двух до трех лет, крайне мало. Поэтому в очереди более двух тысяч детей.
Наибольшую обеспокоенность у нас вызывает Северо-Приморская часть (СПЧ), где в течение ближайших двух лет комплексная застройка будет завершена. Уже сейчас количество свободных пятен под освоение там можно пересчитать по пальцам одной руки. В свое время земля в СПЧ продавалась девелоперам на торгах, а петербургские власти резервировали наделы под строительство социальных объектов. Предполагалось, что садики и школы возведут за счет городской казны. Но, как это часто бывает, денег в бюджете Петербурга на все не хватило. Поэтому и получилось такое сильное отставание по строительству объектов социальной инфраструктуры. В этом году в СПЧ будут сданы два детских сада. В квартале 56АБ возобновится строительство начальной школы с детсадом и уже завершено проектирование двух школ на 1375 и 550 мест. Мы полагаем, что благодаря этим объектам ситуация значительно улучшится.
– Как планируется решать транспортные проблемы Приморского района с учетом таких масштабных планов по вводу жилья?
– Сейчас в районе построено уже много новых дорог и развязок. Так, запущены в эксплуатацию Коломяжский путепровод, Приморский транспортный узел в районе улицы Савушкина и Планерной улицы, открыты третья и пятая очереди Западного скоростного диаметра. Для «спасения» СПЧ завершено проектирование путепровода в створе Туристской улицы через железнодорожные пути Сестрорецкого направления. В районе СПЧ должны появиться еще два транспортных объекта: магистраль М32 от Лахтинского проспекта до дороги М49, с транспортной развязкой на пересечении с Лахтинским проспектом, а также трасса вдоль южного берега Лахтинского разлива – от Шуваловского проспекта до Южной улицы в поселке Ольгино.
Кроме того, осуществляется строительство путепровода через железную дорогу Выборгского направления на Поклонногорской улице. Сейчас завершается решение имущественно-правовых вопросов по выкупу земли у собственников, возведены первые опоры. Мы надеемся, что объект будет закончен к концу 2015 года. С введением путепровода в эксплуатацию автомобилистам больше не придется простаивать в пробках на переезде для пропуска скоростных поездов РЖД.
В Каменке реализуется проект пробивки Суздальского проспекта. Сейчас идет строительство первой очереди – возведение путепроводов через железнодорожную линию Выборгского направления. Сначала новая магистраль дойдет до дороги на Каменку. Вторая очередь предполагает ее продление через Парашютную улицу, далее по территории совхоза «Пригородный» и до перспективной пробивки Планерной улицы. Все это сформирует дорожную сеть для освоения земель, намеченных под жилое строительство.
Участок магистрали М49, проектируемый в пределах жилого района Юнтолово и нежилой зоны Конная Лахта, свяжет между собой Приморское шоссе, ЗСД, Планерную улицу, Комендантский проспект и Парашютную улицу. Наша главная задача – сделать так, чтобы автомобилисты могли максимально быстро взъезжать в Приморский район и выезжать из него.
– Да, но пока что, несмотря на все усилия, такие знаковые магистрали, как улица Савушкина и Приморский проспект, связывающие район с центром, простаивают в пробках в утренние и вечерние часы пик. И граждане опасаются, что после завершения строительства «Лахта центра» ситуация только усугубится.
– Общественно-деловой центр построят к 2018 году. А уже к 2016 должен быть возведен центральный участок ЗСД. И я думаю, что с его сдачей в эксплуатацию мы наконец-то избавимся от пробок на улице Савушкина, Приморском проспекте и на Ушаковской развязке. Так получилось, что после ввода северного участка Западного скоростного диаметра у нас значительно возрос поток автомобилей, которые съезжают с этой магистрали в нашем районе и далее транзитом направляются в центр. После того как строительство ЗСД будет завершено, граждане смогут сразу попадать в центральную и южную части города. То же самое будет и с потоками, следующими из Курортного района.
О трассах М32 и М49 я уже упоминал. В перспективе обе эти дороги будут иметь выход на Каменку. Запланирована и развязка на пересечении Лахтинского проспекта и М32, чтобы обеспечить подъезды к общественно-деловому центру. Все эти объекты, как сейчас обещают нам городские власти, должны быть построены до сдачи в эксплуатацию «Лахта центра».
Так что если планы Смольного будут воплощены в жизнь, то никаких проблем с транспортной доступностью района возникнуть не должно. Главное – чтобы в бюджете Санкт-Петербурга на все хватило денег.