В последнее время жилищная политика Санкт-Петербурга заметно меняется. Но многие эксперты считают, что в изменения далеко не всегда учитываются потребности рынка и реальные запросы граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Члены Санкт-Петербургского регионального штаба Общероссийского народного фронта (ОНФ) подвели итоги первого года своей работы. Одно из ее важнейших направлений связано с проблемами обеспечения граждан доступным жильем и с вопросами ЖКХ. О том, что сейчас делается в этой сфере и какие задачи предстоит решить, мы беседуем с Павлом Созиновым, руководителем рабочей группы «Качество повседневной жизни» ОНФ в Санкт-Петербурге.

– Павел Борисович, какая проблематика входит в круг вопросов вашей рабочей группы?

– Группа создана в рамках Регионального отделения Общероссийского общественного движения «Народный фронт “За Россию”». В ее задачи входит, в частности, мониторинг процессов в области жилищной политики и долевого строительства, повышения качества услуг ЖКХ. Также мы ведем экспертную работу и осуществляем взаимодействие с органами власти, участвуем в выработке механизмов решения возникающих проблем и разрабатываем предложения по совершенствованию отраслевого законодательства.

– Ведется ли работа с горожанами, оказывается ли помощь по конкретным проблемным объектам и территориям?

– Безусловно. К примеру, одна из последних проблемных точек, к которой мы пытаемся привлечь внимание властей и экспертного сообщества – кварталы новостроек в Шушарах. От их жителей поступает немало жалоб. Среди главных проблем – практически полное отсутствие социальной инфраструктуры. Мы инициировали приезд на место представителей региональной исполнительной власти, которые взяли вопрос на свой контроль, однако ситуация пока остается сложной.

Еще одна связана со сложившейся практикой расселения аварийного жилья. В рамках мониторинга реализации майского (600-го) указа Президента мы посетили множество расселяемых аварийных домов и выявили ряд проблем, которые являются системными.

Начать нужно с того, что не все решения о признании домов аварийными являются обоснованными. На это указывает и судебная практика. Речь может идти о заинтересованности районных администраций в передаче соответствующих объектов инвесторам. Злоупотребления при принятии органами власти решений о признании аварийности домов в значительной мере связаны с отсутствием необходимой нормативно-правовой и нормативно-методической базы. В частности, единственный в данной области подзаконный акт содержит лишь достаточно абстрактные и по преимуществу процедурные нормы.

На сегодняшний день в стадии расселения в Петербурге находится 116 многоквартирных домов, из которых пока не переселены 1659 человек. Мы провели опрос граждан, по результатам которого выяснилось, что основные нарекания по программе расселения вызывает необходимость покидать место проживания, чаще всего речь идет о центре города.

Согласно норме Жилищного кодекса РФ жилье для переселенцев предоставляется в пределах границ населенного пункта. Практика показывает, что граждан нередко переселяют на окраины. Более того, жилье зачастую не обеспечено даже самыми необходимыми объектами социальной инфраструктуры.

Множество нареканий поступает на механизм расселения коммунальных квартир в аварийных домах. Согласно Жилищному кодексу жителям расселяемых, в том числе коммунальных, квартир в аварийных домах предоставляются равноценные жилые помещения. Однако реального улучшения жилищных условий граждан не происходит, поскольку они заселяются в такие же коммунальные квартиры, только в отдаленных районах.

– Какие меры вы считаете необходимыми для активизации программы расселения аварийного фонда и устранения существующих недостатков?

– В первую очередь необходимо организовать систему постоянного общественного мониторинга всех проводимых мероприятий и наладить независимый профессиональный экспертный контроль в процессе признания домов аварийными. Также необходимо начать подготовку соответствующей нормативно-методической базы.

Нужно инициировать выработку и внедрение программ жилищного строительства, ориентированных на граждан, проживающих в ветхих и аварийных домах. Рассмотреть возможность строительства арендного жилья с использованием механизмов государственно-частного партнерства. И, конечно, администрации города следует разработать план долгосрочной стратегии по реализации программы расселения.

– Вы много занимаетесь проблемой защиты прав дольщиков. Не так давно был принят очередной пакет региональных законов в этой сфере. Что нового в нем содержится и насколько предлагаемые меры окажутся эффективными?

Авторы нового законопроекта резонно указывают, что действовавший ранее закон Санкт-Петербурга не содержал реального механизма оказания помощи участникам долевого строительства, нуждающимся в защите. Вне рамок его действия оставались граждане, заключившие различного вида договоры не с застройщиком, а с инвестором (генеральным подрядчиком).

При этом и новый закон по-прежнему защищает лишь незначительную часть – не более 10% от всех дольщиков проблемных домов Петербурга. Закон не носит срочного характера и не предполагает плана-графика его реализации, таким образом, не представляется возможным оценить, когда остальные 90% пострадавших дольщиков получат право на признание их «пострадавшими».

– Недавно правительство города утвердило Программу «Обеспечение доступным жильем и жилищно-коммунальными услугами жителей Петербурга». Что думают о ней эксперты?

Эта программа, рассчитанная на период с 2015 по 2020 год, содержит ряд принципиальных новшеств. Меняется сам подход к помощи государства очередникам.

В соответствии с документом город фактически отказывается от наращивания объемов бюджетного строительства. В частности, в следующем году за счет казны будет построен всего один жилой комплекс, общей площадью чуть более 42 тыс. кв. м. В 2016-м бюджетного строительства не будет вообще, а в дальнейшем ежегодный ввод социального жилья не превысит 6 тыс. кв. м.

Для сравнения: только в нынешнем году город планирует ввести в эксплуатацию около 130 тыс. кв. м социального жилья. А в 2008-2011 годах в Петербурге строилось от 220 до 370 тысяч «бюджетных метров» в год.

– То есть объемы выделяемых бюджетом средств на помощь в решении жилищных проблем уменьшаются?

– Наоборот. На реализацию указанной программы будет выделено 874 млрд руб. – это рекордная сумма инвестиций. Только пойдет она не на бюджетное строительство, а на закупку жилья у застройщиков и прямое субсидирование льготных категорий граждан. Согласно планам администрации к 2020 году число городских очередников должно сократиться на 100 тысяч семей, то есть более чем в два раза.

У застройщиков только в 2015-2016 годах город намерен приобрести около четырех тысяч квартир общей площадью более 200 тыс. кв. м – на это будет выделено порядка 4 млрд руб.

– Как вы оцениваете эти нововведения?

– С одной стороны, отказ от бюджетного строительства, показавшего себя не слишком эффективным методом поддержки нуждающихся в улучшении жилищных условий, назревал давно. С другой – предлагаемые меры тоже не выглядят оптимальными.

На фоне ежегодного роста объема бюджетных дотаций, направляемых на реализацию различных жилищных программ, размеры самих субсидий практически не увеличатся. Увеличится число субсидентов, но при этом сумма, которую каждый из них получит, останется той же, что и год, и несколько лет назад.

А так как цены на жилье растут, то фактическая помощь государства каждому участнику жилищной программы с каждым годом будет только снижаться. И тем гражданам, у кого нет собственных средств, за счет которых они могли бы компенсировать рост цен на жилье, решить проблему будет все труднее.
Что же касается закупок жилья у застройщика, то город планирует выкупать примерно за 66 тыс. руб. за кв. м. Это почти на 30% ниже среднерыночной цены, и, скорее всего, найдется очень мало застройщиков, которых заинтересует подобное предложение.

Значит, придется либо поднимать цену закупки, либо серьезно жертвовать качеством строительства, то есть уровнем комфорта будущих жильцов.

– Что могло бы стать выходом из этой ситуации?

– Необходимы принципиально новые подходы к решению проблемы улучшения жилищных условий граждан. Сегодня акцент делается исключительно на помощь в приобретении жилья в собственность, но очевидно, что обеспечить всех нуждающихся жильем за счет государства невозможно в принципе.

То, что жилье должно быть доступно, совсем не означает, что оно должно быть в собственности у граждан. Во всем мире проблема решается за счет строительства недорогого арендного жилищного фонда, которого у нас сегодня нет.

Мне кажется, что одним из основных направлений решения жилищной проблемы как раз и должно стать перераспределение средств: деньги, которые сегодня идут на субсидии гражданам, надо переадресовать на создание полноценного, качественного и недорогого арендного сегмента.

Текст: Андрей Грязнов    Фото: Алексей Александронок