Рост ипотечных ставок многие банкиры объясняют дефицитом ликвидности. О том, близко ли это к реальности, и о том, как себя чувствует в России иностранный капитал, рассказывает председатель правления банка DeltaCredit Сергей ОЗЕРОВ.
– В последнее время часто приходится слышать, что владельцы присутствующих на российском рынке иностранных компаний замораживают планы развития и, соответственно, выделенные под это бюджеты. Вы подтверждаете такую оценку?
– Не всегда нужно на сто процентов доверять тому, что муссируется в СМИ – как в российских, так и европейских. Я могу с полной ответственностью говорить исключительно о банке, которым руковожу. Мы очень довольны результатами деятельности DeltaCredit в первом полугодии. Объем выдачи кредитов вырос на 27,1% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Поэтому мы работаем, как и раньше.
– Даже Сбербанк в текущей экономической ситуации вынужден брать кредиты. СМИ сообщили, что на днях он запросил у Центробанка РФ 2 трлн руб. Вы же – коммерческий банк. Испытываете ли вы сегодня проблемы с фондированием?
– Особенности нашего фондирования заключаются в нескольких моментах. Во-первых, банку DeltaCredit присвоено два международных рейтинга инвестиционного уровня. У Moody's наш рейтинг – Baa3. У Fitch Ratings – BBB. Немногие банки в России могут похвастаться столь высокой оценкой. И такой уровень рейтинга позволяет привлекать деньги у других кредитных организаций под относительно невысокие проценты.
Во-вторых, мы всегда можем рассчитывать на поддержку собственника банка. Ведь DeltaCredit является частью международной финансовой группы Societe Generale.
В-третьих, в нашем банке размещаются только ипотечные активы, то есть долгосрочные. Соответственно, нам нужно привлекать долгосрочные пассивы.
А в-четвертых, наша модель предполагает выпуск ипотечных ценных бумаг. И как эмитент таких бумаг мы являемся лидером в России. Например, до конца года планируем осуществить еще два выпуска ценных бумаг. Поэтому в текущий момент у нас достаточно ликвидности на реализацию планов. Есть даже небольшие излишки.
– То есть в отличие от других банков у вас нет проблем с фондированием?
– Я не согласен с утверждением, что проблемы с ликвидностью испытывают все банки. Просто государственные в большей степени зависят от фондирования Банка России, чем частные. При этом тенденцией первого полугодия можно считать рост их доли госбанков. Сейчас она приблизилась к 75%. И именно поступлениями денег из Центробанка этот рост объясняется.
–Приводит ли к каким-либо изменениям на ипотечном рынке рост объемов государственных денег?
– Поступление денег Банка России в госбанки также способствуют увеличению доли инвестиционных сделок. То есть операций, когда квартиры приобретаются в кредит не для проживания, а для получения впоследствии прибыли.
– А для вас как для частного банка давление на ипотечном рынке государственного капитала критично?
– На протяжении последних десяти лет мы благополучно конкурируем на российском ипотечном рынке с другими банками. В том числе и с государственными. И конкуренция не приводит к уменьшению ипотечного портфеля. Он стабильно растет, уже превысил 100 млрд руб.
– Между тем последние годы ваша доля на рынке сужается. Когда-то было 5,4%, а сейчас – 3,5%. Можете прокомментировать это снижение?
– В сфере кредитования ставить долю рынка в качестве главной цели может быть опасно. Доля рынка, конечно, важна. Но надо смотреть также на рентабельность бизнеса, качество кредитного портфеля, уровень роста, и т. п.
– Многие бизнес-консультанты утверждают, что нестабильная экономическая ситуация является хорошей стартовой площадкой для отвоевывания заметной доли рынка. У вас есть шансы на рывок?
– Мы отмечаем следующую тенденцию. Банки с участием государственного капитала повышают ставки на небольшие кредиты. Все больший акцент делается на ипотечном кредитовании россиянина с относительно высокими доходами. В наш банк приходит заемщик с доходами невысокими. Массовый заемщик. И мы этим довольны.
– Если российский банк попадает под санкции, распространяются ли они на европейских «дочек» этого банка? И возможно ли сегодня финансирование российских строительных проектов со стороны этих «дочек»?
– Объем бизнеса в Европе у «дочек» ведущих российских банков существенно ниже, чем в России. Ниже и необходимость финансирования. Да и доля каждой «дочки» в структуре попавших под санкции российских банков обычно незначительна. Соответственно, санкции затрагивают интересы самих дочерних банков в слабой степени.
В частности, им разрешено привлекать деньги на европейском финансовом рынке. Правда, запрещено делиться этими деньгами с материнскими структурами. Тем не менее эти деньги можно направлять на российский рынок для финансирования объектов, не попавших под санкции. В том числе, скажем, на строительный рынок.
– Ваш прогноз по динамике рынка ипотеки во втором полугодии и в горизонте одного-двух лет? Достиг ли рынок насыщения, или рост продолжится?
– Предполагаю, что наблюдавшееся в первом полугодии «сверхъестественное» ускорение роста сходит на нет. И рынок возвращается к обычному стабильному развитию последних лет. Я не верю, что рост выдачи вообще остановится.
– А прогноз по процентной ипотечной ставке на 31 декабря?
– Назвать конкретную цифру не готов. Но еще в январе мы давали прогноз, что за 2014 год изменение среднестатистической процентной ставки не превысит одного процентного пункта. Этот прогноз сохраняем и сегодня. Мы были свидетелями незначительного повышения ставок в июне, до конца года они могут еще немного вырасти.