На каких законодательных изменениях в сфере недвижимости настаивают нотариусы и в чем польза гражданам от введения электронных реестров, рассказывает президент Федеральной нотариальной палаты (ФНП) Константин КОРСИК.
– Важнейшим вопросом остается возвращение обязательной нотариальной формы сделок с недвижимым имуществом. Нотариальное сообщество страны уверено, что это повысит уровень защиты права собственности в России.
– На ваш взгляд такое усиление защиты необходимо?
– Можно с уверенностью сказать, что сложившаяся ситуация в сфере оборота недвижимости не является приемлемой. Количество оспариваемых сделок с недвижимостью, совершенных в простой письменной форме, слишком велико. Это опасно для национальной экономики, поскольку фактически обнуляет меры, предпринимаемые для защиты прав инвесторов. Еще более важно то, что признание судами таких сделок недействительными оборачивается человеческими трагедиями.
– Но можно ли считать именно обязательную форму наиболее эффективным механизмом защиты?
– Как показывает практика стран Европейского Союза и наш собственный опыт, механизм обязательной нотариальной формы является одним из самых эффективных. Высокий уровень профессиональной подготовки нотариусов, обеспеченный в том числе и довольно тернистым порядком доступа к профессии, и в конце концов репутация нотариуса служат факторами, которые обеспечивают необходимый и достаточный стандарт защиты прав на недвижимость. Имеющаяся судебная статистика демонстрирует, что количество удостоверенных нотариально сделок с недвижимостью, оспариваемых в судах, стремится к нулю. И напротив – количество оспариваемых сделок, совершенных в простой письменной форме, год от года возрастает.
– Какие еще поправки в ФЗ «Основы законодательства РФ о нотариате» стоят на очереди?
– Острым вопросом, требующим реформирования, является вопрос о структуре и базовых величинах тарифов на услуги нотариусов. Думаем, что расценки должны быть адекватными текущему уровню развития экономики и приемлемыми для граждан.
Не менее важен вопрос о придании особой доказательственной силы нотариально удостоверенным сделкам в судопроизводстве.
– Согласно планам законодателей в будущем для проведения сделок с недвижимостью между частными лицами предлагается использовать счет нотариуса. Эта практика выдавит с рынка не только банковские ячейки, но и «серые» схемы расчетов. Но что граждане получат взамен?
– Расширение возможности использования депозита позволит нотариусу осуществлять контроль движения средств по сделкам, в том числе в роли налогового агента.
Применение депозита исключает возможность совершения преступлений в момент передачи денег (использование поддельных купюр, кража денег из ячейки и пр.). А также гарантирует пополнение бюджета Российской Федерации.
– С 1 июля в России официально заработала единая информационная система нотариата (ЕИС «еНот»). Какие процедурные и оформительские изменения в практике нотариального оформления произошли, в частности, благодаря запуску единого реестра завещаний?
– Порядок удостоверения завещания, равно как и действия по отмене ранее удостоверенного завещания в связи с волеизъявлением гражданина, остались прежними. Никаких изменений процедуры нет.
– В принципе, произошли ли какие-то изменения, в курсе которых следует быть клиентам нотариальных контор, или изменения носят внутренний характер и на практику оформления не влияют?
– С 1 июля нотариусы в обязательном порядке вносят сведения об удостоверении завещаний или их отмене, в соответствующий реестр единой информационной системы нотариата. Таким образом формируется пополняемая база данных по всем завещаниям, удостоверенным нотариусами на территории РФ.
Ведение электронного реестра окончательно заблокирует мошеннические схемы по составлению поддельных завещаний, в том числе задним числом – после смерти наследодателя. Отсутствие записи в электронном реестре позволит нотариусу, открывающему наследственное дело, за считанные минуты определить подлинность представленного документа.
– А раньше нотариусы как боролись с фальшивыми завещаниями?
– Разрабатывались «защищенные» бланки, используемые для совершения нотариальных действий. О выявленных правоохранительными органами подделках оперативно информировались все нотариальные палаты субъектов РФ. Стоит отметить, что эти и иные меры противодействия преступным проявлениям используются и сейчас.
– Целесообразность введения электронных реестров заключается только в борьбе с мошенничеством?
– В конечном итоге снизится и количество оспариваемых прав, что, вне сомнений, разгрузит судебную систему.
– Цели введения реестра удостоверенных брачных договоров те же самые или в чем-то отличаются?
– Добросовестность лица, заключившего договор, играла немаловажную роль. Фактически один из членов семьи после смерти супруга мог утаить информацию о существовании договора. Бывали случаи, когда гражданин ссылался на редакцию такого договора, которая к моменту отчуждения какой-либо недвижимости или прав на иное имущество уже не действовала, то есть когда стороны вносили в договор изменения. Такие сделки, безусловно, можно было признать недействительными. В настоящее время ситуация должна измениться в лучшую сторону. Правовая защищенность сторон по заключенным брачным договорам, а также их контрагентов и правопреемников будет в разы выше.
– Не раз приходилось слышать от юристов, что, к сожалению, и завещания, и брачные договоры не сложно опротестовать в суде. Так ли это?
– Вопрос легкости – довольно спорная вещь. Дело в том, что основания для оспаривания завещания и брачного договора ровно такие же, как и для любой иной сделки, а потому суды подходят к этому одинаково с точки зрения наличия или отсутствия оснований для признания сделок недействительными. Правовая база по завещаниям и брачным договорам у нас отвечает всем современным международным стандартам.
– Какие современные информационные технологии вы будете внедрять после электронных реестров?
– Мы находимся в постоянном взаимодействии с органами государственной власти и вносим предложения по созданию систем обмена данными, подключения нотариата к государственным информационным ресурсам и должны к 2018 году создать полный реестр нотариальных действий в электронной форме. Также среди приоритетов – доступ в режиме онлайн к Государственному кадастру недвижимости и Единому государственному реестру прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также электронный документооборот с Росреестром.
– Кстати, кто еще, кроме нотариусов, имеет доступ к (ЕИС «еНот»)?
– Действительно, нотариат не только получает доступ к государственным информационным системам, но и предоставляет государственным органам возможность подключения к единой информационной системе нотариата в рамках ограниченного, но, подчеркну, достаточного и нужного для работы этих органов функционала. Так, Федеральная налоговая служба и Росреестр в настоящее время имеют возможность проверять в режиме онлайн подлинность нотариально удостоверенных доверенностей. Обращу внимание, что содержание нотариальных действий остается в режиме нотариальной тайны, поэтому граждане не должны волноваться о том, что создание электронного реестра нотариальных действий приведет к раскрытию содержания совершаемых ими сделок.
– В феврале нынешнего года вступил в силу Закон № 379, сокращающий до пяти дней срок государственной регистрации прав на недвижимость по нотариально удостоверенным документам. Тем не менее иногда звучат нарекания, что не во всех регионах нотариусы успевают выполнять работу в назначенный законодателями срок. Что бы вы посоветовали в таких случаях гражданам?
– В целом по стране установленный пятидневный срок соблюдается, а если есть регионы, где он превышается, то это говорит о прямом нарушении федерального законодательства. С данными фактами разбираться нужно Росреестру.