Однако мало кто знает истинную историю единственного боя «Варяга» и, что является главным, продолжения этой истории. Вкратце можно было бы написать, что 27 января (9 февраля по новому стилю) 1904 года японская эскадра блокировала в корейском порту Чемульпо два русских судна – крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец». Морякам предложили сдаться – или погибнуть. Русские предпочли бой против всей эскадры – два корабля против 15-ти… Естественно, сражение не могло закончиться ничем иным, кроме как смертью. Потеряв 20% команды, подбитый «Варяг» был вынужден вернуться в Чемульпо.



На совещании офицеров было решено: крейсер затопить, «Корейца» - взорвать. Остатки команды перешли на суда других держав – Англии и Франции, - и были доставлены в Россию, где их чествовали как национальных героев. Подвиг «Варяга» потряс весь мир – песню, с которой начат этот рассказ, написал австриец Рудольф Грейнц, и уже потом его стихотворение Der Varyag («Варягу») было переведено на русский и положено на музыку…

А теперь самое время спросить: а при чем тут Шотландия? Где, как говорится, Соединенное королевство – и Чемульпо? Дело в том, что именно здесь, в 800 м от побережья деревушки Ленделфут, на глубине 8 метров, под волнами Ирландского моря, ныне покоится то, что осталось от «Варяга».

Открыть кингстоны!

«Один из первых снарядов японцев, попав в крейсер, разрушил верхний мостик, произведя пожар в штурманской рубке, и перебил фок-ванты, причем были убиты далъномерный офицер мичман граф Нирод и все дальномерщики станции №1 (no окончании боя найдена одна рука графа Нирода, державшая дальномер). После этого выстрела снаряды начали попадать в крейсер чаще, причем недолетевшие снаряды осыпали осколками и разрушали надстройки и шлюпки. Последующими выстрелами было подбито 6-дюймовое орудие №3; вся прислуга орудия и подачи убита или ранена и тяжело ранен плутонговый командир мичман Губонин, продолжавший командование плутонгом и отказавшийся идти на перевязку до тех пор, пока, обессилев, не упал.

Непрерывно следовавшими снарядами был произведен пожар на шханцах, который был потушен старанием ревизора мичмана Черниловского-Сокол, у которого осколками было изорвано бывшее на нем платье. Подбиты 6-дюймовые орудия - XII и IX; 75-мм - №21; 47-мм - №27 и 28. Почти снесен боевой грот-марс, уничтожена дальномерная станция №2, подбиты орудия №31 и №32, а также был произведен пожар в рундуках и в броневой палубе, вскоре потушенный.

При проходе траверза острова Иодолми одним из снарядов была перебита труба, в которой проходят все рулевые приводы, и одновременно с этим осколками другого снаряда, залетевшими в боевую рубку, был контужен в голову командир крейсера, убиты наповал стоявшие по обеим сторонам его горнист и барабанщик, ранен в спину вблизи стоявший рулевой старшина (не заявивший о своей ране и остававшийся все сражение на своем посту); одновременно ранен в руку ординарец командира».


Это строки из доклада, написанного командиром «Варяга» В. Рудневым после боя. Он не отражает всего трагизма ситуации. «Варяг», потеряв управление, был выброшен на мель и почти 40 минут представлял для японского флота неподвижную мишень: его расстреливали более 40 орудий, стрелявших фугасными – т.е. разрывающимися – снарядами, в то время как русские бронебойные снаряды прошивали японские корабли насквозь, практически не нанося им серьезных повреждений. Лишь чудом русский крейсер сошел с мели и вернулся в порт. Починить повреждения было невозможно, японцы могли напасть на «Варяг» прямо на рейде – не по-джентльменски, но по законам войны.

Именно тогда прозвучали команды «Поджечь фитили!» и «Открыть кингстоны!». Канонерская лодка «Кореец» - старое парусное бронированное судно с паровой машиной, построенное еще во второй половине XIX века – затонула, развалившись на части. «Варяг» лег на дно.

Кодекс самурая

Несмотря на милость государя, звание контр-адмирала и орден, Руднев вскоре тихо вышел в отставку и тихо умер в своем имении. Ему не смогли простить того, что он затопил «Варяг», а не взорвал его.

Потому что японский адмирал Уриу, потрясенный самурайским поступком Руднева – один против всех, не моля о пощаде, - приказал поднять «Варяг». Когда крейсер был поднят, японцы были потрясены еще больше: в течение часового боя они не смогли справиться с крейсером, который был практически выведен из строя в самом начале сражения! «Варяг» был отремонтирован и включен в состав флота Японии как учебное судно «Сойя». Таким он оставался 11 лет.

В 1916 году Россия столкнулась с острой нехваткой боевых кораблей на Балтике – шла Первая мировая война. И упросила своего нынешнего союзника – Японию – продать корабли захваченной при Цусиме Тихоокеанской эскадры. В том числе и «Варяг». В 1916 году «Варяг» пришел во Владивосток, в 1917 – в Кронштадт, а оттуда направлен на ремонт в Англию. Здесь его застала революция, и крейсер был реквизирован в счет долгов царского правительства. Советская Россия выкупать его не спешила, и в 1920 году «Варяг» был продан в Германию – на металлолом… Крейсер избежал позорной участи: во время буксировки он сел на камни у берегов Шотландии. А через пять лет британское правительство, обеспокоенное наличием судна на морском пути, приказало взорвать то, что осталось от корпуса «Варяга».

И о крейсере забыли надолго. Песня попала в разряд «крамольных» - вспомнили о ней только во время войны, когда нужно было напирать на патриотизм. В 1947 году сняли художественный фильм о «Варяге», в 1954 – наградили орденами моряков крейсера, доживших до этого дня. О том, что «Варяг» покоится не на Дальнем Востоке, а на западе Европы, во всеуслышание было заявлено лишь в 2003 году, когда экспедиция, организованная журналистом Алексеем Денисовым, нашла останки крейсера у деревушки Ленделфут.
Идею увековечивания подвига власти «не услышали». Лишь когда простые россияне начали присылать свои кровные рубли, акция получила официальную поддержку в лице полпреда президента в Центральном федеральном округе Г. Полтавченко. И в прошлом году в Ленделфуте установили памятную доску, а хотелось – памятник.

Крест у моря

Деревушка Ленделфут, прижатая холмами к побережью, небольшая даже по шотландским меркам. И тем не менее эти холмы почернели от местных жителей: они пришли сюда целыми семьями, чтобы почтить память корабля, ставшего символом героизма русских моряков.
«Мы знаем о «Варяге» может быть даже больше, чем вы сами!» – с гордостью заявляли шотландцы русским журналистам. И в том нет ничего удивительного: вот уже четыре года деревушка живет в тени истории, которой без малого 90 лет: именно здесь, в полукилометре от берега, на глубине восемь метров нашел свое последнее пристанище крейсер, о котором сложено множество песен на разных языках. И то, что когда-то над ним развевался Андреевский флаг, особенно дорого для Шотландии, покровителем которой является Святой Андрей. И именно Шотландия в XVIII веке в лице одного из своих сынов, адмирала Самуэля Крейга, служившего Екатерине Великой, и подарила России морское знамя.





…Над городком Эр – «столице» графства Южный Эршир – весь световой день раздается пронзительный крик чаек. Говорят, что чайки – это души погибших моряков. В минувшие выходные их было здесь, на побережье, особенно много, хотя море не штормило и делать птицам на берегу было, в общем-то, нечего. Тем не менее, чайки жались к людям. Символично. Тем более что именно чайки действительно стали одним из символов подвига, запечатленного на памятнике.

Трехметровый бронзовый крест, на котором с одной стороны – несущийся навстречу врагам «Варяг» и Георгиевский крест, с другой – бронзовые чайки – души моряков – и холодные волны, под которыми спит крейсер. А на самом берегу якорь и якорная цепь. Просто, лаконично, но торжественно.
Идею памятника предложили совсем молодые ребята – курсанты 3-го курса санкт-петербургского Нахимовского училища Игнат Паюсов, Сергей Стаханов и Артем Сазонов.

Хотя еще два года назад не было ни самого памятника, ни возможности его установить. Так что же, получалось как в песне о «Варяге»: «Лишь волны морские прославят в веках геройскую гибель «Варяга»?

Бронзовая память

…С лета прошлого года события начали нарастать, подобно снежному кому. Было решено поставить рядом с мемориальной доской памятник крейсеру – с идеей согласились и в Британии, и в Шотландии. Идея получила благословение Патриарха Московского всея Руси Алексия II.


В январе при поддержке УК «Метрополь» был создан благотворительный фонд поддержки военно-морского флота «Крейсер «Варяг», первоначальной целью которого стали создание и установка памятника. Именно «Метрополь» и финансировал процесс изготовления, транспортировки и установки памятника. Не обошлось и без помощи меценатов: крупный взнос в фонд сделала российско-британская компания «ТНК-BP». Какую именно сумму пожертвовала компания, неизвестно. «Для нас участие в увековечении памяти «Варяга» стало делом чести», – рассказал вице-президент компании Владимир Руга.

 






Летом были определены победители конкурса на лучшую идею проекта – ими, как уже сказано, стали курсанты-нахимовцы. А еще через полтора месяца был отлит и сам памятник – его автором стал молодой скульптор Данила Суровцев. На открытии он волновался, пожалуй, больше всех, хотя монумент доставили в Ленделфут еще в августе, и целый месяц шотландские компании занимались его установкой и благоустройством территории.

«Это была очень непростая работа, - сказал Данила, - мне пришлось перечитать гору исторической литературы. И во время работы мне помогали историки – надо было создать памятник, который не противоречил бы истории крейсера и русским морским традициям».
«Все вымпелы вьются и цепи гремят…»

С утра над Южным Эрширом закапал мелкий дождик – обычное дело для этих мест. Но, когда с памятника упало покрывало и прогремел салют, данный моряками русского противолодочного корабля «Североморск», сначала над морем, а потом и над самим Ленделфутом поднялись и разошлись тучи, и зеленые холмы залил солнечный свет. Случайность? Или знамение? Решайте сами.





Вокруг памятника собрались десятки маленьких шотландцев, одетых в русские тельняшки и бескозырки с надписью «Варяг» – их, вместе с маленькими адреевскими флажками, подарили члены русской делегации. И уже через несколько минут эти флажки покрыли все основание памятника – вместе с цветами и венками. Еще один венок – от русских и английских моряков – закачался на волнах на месте гибели крейсера.





«Памятник крейсеру «Варяг» - это первый военный памятник российским морякам на территории Великобритании, - сказал глава фонда «Крейсер «Варяг», президент УК «Метрополь» Михаил Слипенчук. – Это стало возможным благодаря дружеским отношениям между Россией и Шотландией, благодаря сотням тысяч россиян, собравшим деньги на установку монумента».

Глава графства Южный Эршир Винифред Слоан сказала, что очень рада тому, что на территории графства появился памятник русским морякам: ведь Россию и Шотландию связывает многовековая дружба – первые свидетельства о службе шотландцев русским царям относятся к XV веку! Ей вторила и член парламента Шотландии, министр по делам Европы Линда Фабиани, благодаря Россию за щедрый дар.

Именно дар: памятник теперь – собственность Шотландии, и ухаживать за ним будут местные жители.

Лев Демин
Москва – Ленделфут - Москва, специально для BN.ru




Текст: Лев Демин