На совещании офицеров было решено: крейсер затопить, «Корейца» - взорвать. Остатки команды перешли на суда других держав – Англии и Франции, - и были доставлены в Россию, где их чествовали как национальных героев. Подвиг «Варяга» потряс весь мир – песню, с которой начат этот рассказ, написал австриец Рудольф Грейнц, и уже потом его стихотворение Der Varyag («Варягу») было переведено на русский и положено на музыку…
А теперь самое время спросить: а при чем тут Шотландия? Где, как говорится, Соединенное королевство – и Чемульпо? Дело в том, что именно здесь, в 800 м от побережья деревушки Ленделфут, на глубине 8 метров, под волнами Ирландского моря, ныне покоится то, что осталось от «Варяга».
Открыть кингстоны!
«Один из первых снарядов японцев, попав в крейсер, разрушил верхний мостик, произведя пожар в штурманской рубке, и перебил фок-ванты, причем были убиты далъномерный офицер мичман граф Нирод и все дальномерщики станции №1 (no окончании боя найдена одна рука графа Нирода, державшая дальномер). После этого выстрела снаряды начали попадать в крейсер чаще, причем недолетевшие снаряды осыпали осколками и разрушали надстройки и шлюпки. Последующими выстрелами было подбито 6-дюймовое орудие №3; вся прислуга орудия и подачи убита или ранена и тяжело ранен плутонговый командир мичман Губонин, продолжавший командование плутонгом и отказавшийся идти на перевязку до тех пор, пока, обессилев, не упал.
Непрерывно следовавшими снарядами был произведен пожар на шханцах, который был потушен старанием ревизора мичмана Черниловского-Сокол, у которого осколками было изорвано бывшее на нем платье. Подбиты 6-дюймовые орудия - XII и IX; 75-мм - №21; 47-мм - №27 и 28. Почти снесен боевой грот-марс, уничтожена дальномерная станция №2, подбиты орудия №31 и №32, а также был произведен пожар в рундуках и в броневой палубе, вскоре потушенный.
При проходе траверза острова Иодолми одним из снарядов была перебита труба, в которой проходят все рулевые приводы, и одновременно с этим осколками другого снаряда, залетевшими в боевую рубку, был контужен в голову командир крейсера, убиты наповал стоявшие по обеим сторонам его горнист и барабанщик, ранен в спину вблизи стоявший рулевой старшина (не заявивший о своей ране и остававшийся все сражение на своем посту); одновременно ранен в руку ординарец командира».
Это строки из доклада, написанного командиром «Варяга» В. Рудневым после боя. Он не отражает всего трагизма ситуации. «Варяг», потеряв управление, был выброшен на мель и почти 40 минут представлял для японского флота неподвижную мишень: его расстреливали более 40 орудий, стрелявших фугасными – т.е. разрывающимися – снарядами, в то время как русские бронебойные снаряды прошивали японские корабли насквозь, практически не нанося им серьезных повреждений. Лишь чудом русский крейсер сошел с мели и вернулся в порт. Починить повреждения было невозможно, японцы могли напасть на «Варяг» прямо на рейде – не по-джентльменски, но по законам войны.
Именно тогда прозвучали команды «Поджечь фитили!» и «Открыть кингстоны!». Канонерская лодка «Кореец» - старое парусное бронированное судно с паровой машиной, построенное еще во второй половине XIX века – затонула, развалившись на части. «Варяг» лег на дно.
Кодекс самурая
Несмотря на милость государя, звание контр-адмирала и орден, Руднев вскоре тихо вышел в отставку и тихо умер в своем имении. Ему не смогли простить того, что он затопил «Варяг», а не взорвал его.
Потому что японский адмирал Уриу, потрясенный самурайским поступком Руднева – один против всех, не моля о пощаде, - приказал поднять «Варяг». Когда крейсер был поднят, японцы были потрясены еще больше: в течение часового боя они не смогли справиться с крейсером, который был практически выведен из строя в самом начале сражения! «Варяг» был отремонтирован и включен в состав флота Японии как учебное судно «Сойя». Таким он оставался 11 лет.
В 1916 году Россия столкнулась с острой нехваткой боевых кораблей на Балтике – шла Первая мировая война. И упросила своего нынешнего союзника – Японию – продать корабли захваченной при Цусиме Тихоокеанской эскадры. В том числе и «Варяг». В 1916 году «Варяг» пришел во Владивосток, в 1917 – в Кронштадт, а оттуда направлен на ремонт в Англию. Здесь его застала революция, и крейсер был реквизирован в счет долгов царского правительства. Советская Россия выкупать его не спешила, и в 1920 году «Варяг» был продан в Германию – на металлолом… Крейсер избежал позорной участи: во время буксировки он сел на камни у берегов Шотландии. А через пять лет британское правительство, обеспокоенное наличием судна на морском пути, приказало взорвать то, что осталось от корпуса «Варяга».
И о крейсере забыли надолго. Песня попала в разряд «крамольных» - вспомнили о ней только во время войны, когда нужно было напирать на патриотизм. В 1947 году сняли художественный фильм о «Варяге», в 1954 – наградили орденами моряков крейсера, доживших до этого дня. О том, что «Варяг» покоится не на Дальнем Востоке, а на западе Европы, во всеуслышание было заявлено лишь в 2003 году, когда экспедиция, организованная журналистом Алексеем Денисовым, нашла останки крейсера у деревушки Ленделфут.
Идею увековечивания подвига власти «не услышали». Лишь когда простые россияне начали присылать свои кровные рубли, акция получила официальную поддержку в лице полпреда президента в Центральном федеральном округе Г. Полтавченко. И в прошлом году в Ленделфуте установили памятную доску, а хотелось – памятник.
Крест у моря
Деревушка Ленделфут, прижатая холмами к побережью, небольшая даже по шотландским меркам. И тем не менее эти холмы почернели от местных жителей: они пришли сюда целыми семьями, чтобы почтить память корабля, ставшего символом героизма русских моряков.
«Мы знаем о «Варяге» может быть даже больше, чем вы сами!» – с гордостью заявляли шотландцы русским журналистам. И в том нет ничего удивительного: вот уже четыре года деревушка живет в тени истории, которой без малого 90 лет: именно здесь, в полукилометре от берега, на глубине восемь метров нашел свое последнее пристанище крейсер, о котором сложено множество песен на разных языках. И то, что когда-то над ним развевался Андреевский флаг, особенно дорого для Шотландии, покровителем которой является Святой Андрей. И именно Шотландия в XVIII веке в лице одного из своих сынов, адмирала Самуэля Крейга, служившего Екатерине Великой, и подарила России морское знамя.
…Над городком Эр – «столице» графства Южный Эршир – весь световой день раздается пронзительный крик чаек. Говорят, что чайки – это души погибших моряков. В минувшие выходные их было здесь, на побережье, особенно много, хотя море не штормило и делать птицам на берегу было, в общем-то, нечего. Тем не менее, чайки жались к людям. Символично. Тем более что именно чайки действительно стали одним из символов подвига, запечатленного на памятнике.
Трехметровый бронзовый крест, на котором с одной стороны – несущийся навстречу врагам «Варяг» и Георгиевский крест, с другой – бронзовые чайки – души моряков – и холодные волны, под которыми спит крейсер. А на самом берегу якорь и якорная цепь. Просто, лаконично, но торжественно.
Идею памятника предложили совсем молодые ребята – курсанты 3-го курса санкт-петербургского Нахимовского училища Игнат Паюсов, Сергей Стаханов и Артем Сазонов.
Хотя еще два года назад не было ни самого памятника, ни возможности его установить. Так что же, получалось как в песне о «Варяге»: «Лишь волны морские прославят в веках геройскую гибель «Варяга»?
Бронзовая память
…С лета прошлого года события начали нарастать, подобно снежному кому. Было решено поставить рядом с мемориальной доской памятник крейсеру – с идеей согласились и в Британии, и в Шотландии. Идея получила благословение Патриарха Московского всея Руси Алексия II.
В январе при поддержке УК «Метрополь» был создан благотворительный фонд поддержки военно-морского флота «Крейсер «Варяг», первоначальной целью которого стали создание и установка памятника. Именно «Метрополь» и финансировал процесс изготовления, транспортировки и установки памятника. Не обошлось и без помощи меценатов: крупный взнос в фонд сделала российско-британская компания «ТНК-BP». Какую именно сумму пожертвовала компания, неизвестно. «Для нас участие в увековечении памяти «Варяга» стало делом чести», – рассказал вице-президент компании Владимир Руга.
Летом были определены победители конкурса на лучшую идею проекта – ими, как уже сказано, стали курсанты-нахимовцы. А еще через полтора месяца был отлит и сам памятник – его автором стал молодой скульптор Данила Суровцев. На открытии он волновался, пожалуй, больше всех, хотя монумент доставили в Ленделфут еще в августе, и целый месяц шотландские компании занимались его установкой и благоустройством территории.
«Это была очень непростая работа, - сказал Данила, - мне пришлось перечитать гору исторической литературы. И во время работы мне помогали историки – надо было создать памятник, который не противоречил бы истории крейсера и русским морским традициям».
«Все вымпелы вьются и цепи гремят…»
С утра над Южным Эрширом закапал мелкий дождик – обычное дело для этих мест. Но, когда с памятника упало покрывало и прогремел салют, данный моряками русского противолодочного корабля «Североморск», сначала над морем, а потом и над самим Ленделфутом поднялись и разошлись тучи, и зеленые холмы залил солнечный свет. Случайность? Или знамение? Решайте сами.
Вокруг памятника собрались десятки маленьких шотландцев, одетых в русские тельняшки и бескозырки с надписью «Варяг» – их, вместе с маленькими адреевскими флажками, подарили члены русской делегации. И уже через несколько минут эти флажки покрыли все основание памятника – вместе с цветами и венками. Еще один венок – от русских и английских моряков – закачался на волнах на месте гибели крейсера.
«Памятник крейсеру «Варяг» - это первый военный памятник российским морякам на территории Великобритании, - сказал глава фонда «Крейсер «Варяг», президент УК «Метрополь» Михаил Слипенчук. – Это стало возможным благодаря дружеским отношениям между Россией и Шотландией, благодаря сотням тысяч россиян, собравшим деньги на установку монумента».
Глава графства Южный Эршир Винифред Слоан сказала, что очень рада тому, что на территории графства появился памятник русским морякам: ведь Россию и Шотландию связывает многовековая дружба – первые свидетельства о службе шотландцев русским царям относятся к XV веку! Ей вторила и член парламента Шотландии, министр по делам Европы Линда Фабиани, благодаря Россию за щедрый дар.
Именно дар: памятник теперь – собственность Шотландии, и ухаживать за ним будут местные жители.
Лев Демин
Москва
– Ленделфут - Москва, специально для BN.ru