Измайловская слобода расположена в западной части центра города между Фонтанкой и Обводным каналом, Московским проспектом и Дровяной улицей. На востоке территории находится станция метро «Технологический институт». На юге, сразу за Обводным каналом, – станция «Балтийская».
Пронумерованный район
|
Территорию Измайловской слободы в дореволюционном Петербурге называли Ротами.
Это старинный район, сложившийся во время царствования Анны Иоанновны. В 30-е годы XVIII века территория была передана под строительство жилья, в том числе казарм, административных зданий и церквей для переведенного из Москвы лейб-гвардии Измайловского полка. Тогда еще застройка слободы была деревянной.
Позднее вдоль Измайловского и Московского проспектов, а также на набережных началось каменное строительство. Некоторые из зданий первой четверти XIX века, правда, не раз перестраивавшиеся, увеличенные в высоте за счет надстроенных этажей и мансард, можно увидеть здесь и сегодня.
Кстати, намного раньше, чем в период царствования Анны Иоанновны, еще при Петре I, один из обширных участков за Фонтанкой, но по другую сторону Московского проспекта, был передан гвардейцам Семеновского полка. Таким образом, в XVIII веке обширная территория от Фонтанки до Обводного канала, приблизительно между Звенигородской и Дровяной улицами, складывалась как военный городок лейб-гвардейцев.
На плане слободы были размещены двенадцать улиц, названных по номерам: 1-я рота Измайловского полка, 2-я рота… А также три проспекта, в свое время не раз менявших свои названия, а ныне – Московский, Измайловский и Лермонтовский.
Техноложка
В наш век старый топоним Роты большинство петербуржцев забыли. Сейчас эту территорию «в народе» называют Техноложкой, по расположенной там станции метро «Технологический институт». Причем это распространяется как на Измайловскую слободу, так и на Семенцы (о слободе Семеновского полка можно прочитать здесь).
Молодое советское государство стремилось стереть из истории свидетельства успехов эпохи «царского режима». Досталось и Измайловской слободе. Роты были переименованы в Красноармейские улицы, с теми же номерами. Хотя лейб-гвардия, за исключением небольшого числа революционно настроенных солдат, на сторону большевиков не переходила.
В ходе переименований неожиданно появилась 13-я Красноармейская улица. Если посмотреть на карту Адмиралтейского района, этот номер покажется нелогичным. Она расположена между Троицким проспектом и 8-й Красноармейской. Дело в том, что 13-й роты Измайловского полка не существовало. Но была Заротная улица. На ней квартировались нестроевые служащие полка: врачи, маркитанты, а также множество служащих, в задачу которых входило содержать территорию в надлежащем порядке – особенно когда полк следовал на войну и надолго покидал свои квартиры. Вот она-то сейчас и называется 13-й.
Глухие стены
Территория Рот, или Красноармейских улиц, в основном не может похвастать фешенебельным жильем. Шикарные квартиры с невероятно высокими потолками и огромными помещениями в старом фонде лучше искать на востоке Васильевского острова, в зоне так называемого Золотого треугольника и других престижных местах. Застройка Измайловской слободы довольно скромна. Если, конечно, не считать зданий, расположенных по Московскому проспекту.
Кроме того, красивейшее здание в стиле модерн стоит на Измайловском проспекте, 16 (см. фото), оно вызывает ассоциации с Петроградской стороной. Этот дом во многом повторяет облик фасадов театра «Русская антреприза имени Андрея Миронова», расположенного на Большом проспекте Петроградки. Еще одно сходство с Петроградской стороной – это дома с глухими стенами, то есть когда один из фасадов – без окон или почти без них (см. фото).
Бытует мнение, что такие дома появились из-за того, что после Блокады частично разрушенные здания восстанавливались спешно. И якобы стены просто закладывались кирпичом. Но в Измайловской слободе в большинстве случаев их появление – результат незавершенной застройки. Просто до революции дома пристраивали вплотную друг к другу, из-за этого окна на боковых стенах не предусматривались. Множество небольших зеленых скверов на Техноложке – это участки, на которых не успели в свое время возвести дома.
Однако вряд ли местные жители жалеют об этом. Ведь все эти незастроенные участки превратились в детские площадки и скверы. А в наиболее просторных уже в 1960-е годы появились детские сады и школы.
Скромно, но со вкусом
Подавляющее большинство домов современной Измайловской слободы построены в XIX столетии. Здесь можно найти просторные квартиры, но гораздо больше на рынке представлены скромные «двушки» и «трешки» общей площадью от 40 до 80 кв. м.
По площади эти квартиры можно было бы отнести к эконом-классу, если бы не близость к станции метро «Технологический институт», к Фонтанке, к Московскому проспекту, Троицкому собору.
В пользу вторичного рынка Измайловской слободы говорит и качество жилищного фонда. Дома строились до того, как в городе появилось паровое отопление. Следовательно, задачи теплоизоляции стояли остро. Поэтому в зданиях очень толстые кирпичные стены. Зимой там тепло, а летом не особенно жарко. Этим объясняется тот факт, что металлопластиковые окна здесь встречаются гораздо реже, чем в панельных «спальных» районах – оконной «столярки» более-менее хватает, для того чтобы противостоять самым лютым морозам.
Дома с обвалившейся штукатуркой или протекающей кровлей в Измайловской слободе встречаются, но много реже, чем на любой из соседних территорий. Нечему удивляться – в центре слободы расположено здание администрации Адмиралтейского района. По всей видимости, именно по этой причине местные дворники чистят территорию в режиме нон-стоп.
Цена центра
В Ротах не найти стандартных планировок квартир. Даже на одной площадке одного и того же дома конфигурация помещений может сильно различаться.
В советское время наниматели жилья «подгоняли под себя» квартиры старого фонда. Об узаконивании планировки в то время, когда не существовало рынка недвижимости, никто особенно не беспокоился. В этом, с точки зрения покупателя, ищущего жилье на территории между Фонтанкой и Обводным каналом, есть и плюс, и минус.
Плюс в том, что можно найти жилье с оригинальной планировкой. Минус – ее нельзя купить в ипотеку. Дело в том, что банки не берут в залог квартиры, где чертеж планировки из техпаспорта не совпадает с данными последних замеров.
По данным Центра исследований и аналитики Группы компаний «Бюллетень Недвижимости», средняя стоимость квадратного метра в домах Измайловской слободы составляет около 96-97 тыс. за кв. м.
Однокомнатную квартиру можно приобрести немногим более чем за 4,6 млн руб. (данные на начало августа 2014 года). Это недешево, но нужно учитывать, что «однушки» в слободе в большом дефиците – предложение составляет всего около 6% рынка.
С двух- и трехкомнатными проще. Их доля на рынке Измайловской слободы составляет по 35% и 39% соответственно. «Двушка» сегодня предлагается в среднем за 6,8 млн руб., «трешка» – за 8,5 млн.
Так называемая новая вторичка представлена всего лишь одним домом на улице Егорова, 25. В этом кирпично-монолитном здании предлагается самое дорогое жилье Измайловской слободы. Квадратный метр здесь стоит свыше 120 тыс. руб. Это не так много, как цены на первом десятке линий Васильевского острова, улицах Крестовского или вообще любого из Петроградских островов. Хотя по сравнению со спальными районами – очень недешево.
Укомплектованный район
В Измайловской слободе отлично развита социальная и коммерческая инфраструктура. Детские сады, школы, медицинские учреждения – в пешеходной доступности.
Первые этажи практически всех домов, расположенных вдоль Московского, Измайловского и Лермонтовского проспектов, заняты магазинами, всевозможными предприятиями сферы услуг, кафе, ресторанами, столовыми и пр. А на противоположной стороне Обводного канала, тоже, по сути, в пешеходной доступности, – два крупных торговых комплекса: ТРК «Варшавский экспресс» и гипермаркет «Лента». От слободы недалеко и до Сенного рынка.
Впрочем, существует и один серьезный недостаток. В час пик автомобилистам не достает простора для передвижения. Транспортные артерии, особенно набережные Фонтанки и Обводного канала бывают перегружены. Но для пешехода пробки не проблема – две станции метро и несколько наземных маршрутов, следующих по Московскому проспекту, изрядно облегчают жизнь.