В реализацию программы, рассчитанную на 2008–2016 годы, Смольный планирует в общей сложности вложить беспрецедентную сумму в 75,3 млрд руб. В итоге через 10 лет город должен избавиться от 85–90% коммуналок. Сегодня, по данным Жилищного комитета, в Петербурге около 120 тысяч коммунальных квартир.

Очередникам – скидка

Программа предполагает комплексный подход к расселению с использованием различных видов госсодействия. В частности, обещано запустить механизм перераспределения жилых помещений с использованием свободных площадей городского жилищного фонда. Цель – сделать коммунальные квартиры односемейными. Этому будут способствовать новые схемы выкупа освободившихся комнат по сниженным ценам. Размер скидки зависит от стажа очередника.

Также обитателям коммуналок обещают предоставить приоритетное право на участие в трех городских жилищных программах (программы для молодых семей, работников бюджетной сферы и по долгосрочному кредитованию). 

Еще одним нововведением станет предоставление «коммунальщикам» бюджетных субсидий для приобретения жилплощади на первичном и вторичном рынке. Размер дотаций – 30% от стоимости жилья. Причем, претендовать на помощь смогут не только очередники. Главное условие: коммунальная квартира, где проживают субсиденты, должна стать отдельной.

«Применяя различные механизмы, мы открываем новые возможности не только для очередников, но и для всех горожан, проживающих в коммунальных квартирах», – подчеркнула губернатор Валентина Матвиенко.

На паях с инвестором

Главная ставка в деле ликвидации коммунального фонда делается на бизнес. Председатель Жилищного комитета Юнис Лукманов предлагает следующую схему государственно-частного партнерства: расселение за счет инвестора не менее 70% площади коммуналки, остальные 30% берет на себя город. Правда, губернатор выступила против столь жесткой схемы и заявила, что условия взаимодействия власти и бизнеса должны определяться в индивидуальном порядке, в зависимости от расселяемого объекта. 

Перечень коммунальных адресов, которые пойдут под расселение, должны будут подготовить районные власти. По словам Юниса Лукманова, основной критерий включения объектов в список – наличие в коммуналке как можно большего числа очередников. Приоритетными также станут многонаселенные «муравейники», которые нерентабельно расселять за счет бизнеса. Впрочем, г-н Лукманов уверяет, что заявки могут готовить и сами риэлторы, предлагая для включения в перечень интересующие их объекты.



Скепсис рынка

Напомним, что войну коммуналкам объявляли все прежние градоначальники. Но с масштабами проблемы так и не совладали – коммунальный фонд составляет примерно 10,3 млн кв. м, на которых проживает 329 тыс. семей. Смольный хочет уже к 2011 году уменьшить количество коммунальных квартир на 40%, вложив за четыре года в различные схемы расселения порядка 25 млрд руб. Весь бюджет программы до 2017 года будет втрое большим.

Профессионалы рынка недвижимости уверены, что и теперь окончательно расправиться с проблемой будет непросто. Так как расселение в основном коснется неликвидных объектов, от которых давно отказались риэлторы. Кроме того, скепсис вызывает декларируемая властями точечная работа с каждой квартирой. По мнению риэлторов, индивидуальный подход требует элементарной ответственности от людей, принимающих решение. А основная проблема наших чиновников, и особенно районного уровня, – желание уйти от минимальной ответственности.

Кроме того, коммуналкам в спальных районах никто не рисует радужных перспектив. Эти объекты бизнес не интересуют. Сейчас свыше 40% всех коммунальных квартир расположены в центре, все остальные – на окраинах. И даже при условии активной помощи властей процесс переселения петербуржцев в отдельное жилье вряд ли когда-либо доберется до Троицкого поля.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Валентина Матвиенко,
губернатор Санкт-Петербурга :

- Бесплатное жилье город будет давать только льготникам, имеющим на это право по закону: ветеранам войны, инвалидам, детям-сиротам и др. Все обычные очередники смогут рассчитывать лишь на соучастие бюджета в рамках городских программ.

В вопросе расселения коммунального фонда мы надеемся на бизнес. Показателен в этом отношении Петроградский район, где благодаря реализации «Газпромом» инвестпроекта по реконструкции котельных,  за три последних года удалось расселить 2120 коммунальных квартир.

Нельзя все коммунальные квартиры в городе расселять под одну гребенку. Потребуется точечная работа с квартирами и домами, чтобы выбрать механизм расселения в каждом конкретном случае.

Юрий Воробьев,
директор Петроградского отделения корпорации «Адвекс. Недвижимость»:

– Процесс расселения коммунальных квартир потихоньку зашел в тупик – закончились ликвидные варианты, и основную массу здравомыслящих обитателей коммуналок уже расселили. Большая часть из того, что осталось – это сочетание завышенных требований и плохого качества жилья. Запуск городской программы в определенной степени подтолкнет процесс расселения. Правда, насколько сильно – судить пока сложно. Нет подзаконных актов, и непонятно, как заработает этот механизм.

С другой стороны, уже очевидно, что субсидирование обитателей коммуналок в таких масштабах – это вода на мельницу общего повышения цен на рынке жилья. Эффект такого рода можно минимизировать, если город обеспечит достаточный объем предложения. Например, за счет наращивания масштабов бюджетного жилищного строительства.

Алексей Слокотович,
исполнительный директор АН «Русский дом»:

– При реализации данной программы власти, очевидно, столкнутся с массой проблем. Основная – заявлен некий системный математический подход к решению задачи, который будет сложно применить в каждой конкретной ситуации. Интересы инвесторов, а также запросы и возможности жителей коммунальной квартиры сугубо индивидуальны. И даже две одинаковые квартиры в одном и том же доме, смотрящие окнами в разные стороны, имеют принципиальные различия: и по набору жильцов и по инвестиционной привлекательности.

По нашему опыту, госаппарат – настолько бюрократичная и медленно реагирующая машина, что все индивидуальные подходы грозят остаться там же, где и начались. На наш взгляд, это главная проблема организации процесса.  Однако нельзя не отметить, что любые действия власти в этом направлении – шаг вперед. Возможно, программа позволит накопить некий опыт ошибок, который, как можно надеяться, в будущем послужит для пользы дела.

Текст: Александр Смирнов