Смольный утвердил новую городскую программу «Обеспечение доступным жильем и жилищно-коммунальными услугами жителей Петербурга». Она рассчитана на период с 2015 по 2020 год включительно, а на ее реализацию за шесть лет чиновники хотят потратить рекордную сумму – 874 млрд руб. БН изучил документ и выяснил, к каким переменам стоит готовиться городским очередникам и гражданам, имеющим право улучшить свои жилищные условия за счет бюджета Петербурга.

Замедляющимися темпами
Главным новшеством программы является неожиданный отказ городских властей как от строительства, так и от закупки жилья для очередников. О том, что Смольный больше не будет возводить дома для льготников, а планирует приобретать готовые квартиры у застройщиков, стало известно еще осенью 2013 года. Но уже в апреле этого года чиновники, сославшись на печальный опыт Шушар, где новоселы оказались без детских садов и школ, решили вновь вернуться к бюджетному строительству и пообещали возводить ежегодно по 200-500 тыс. «квадратов».

Теперь же, согласно утвержденной Смольным программе, в 2015 году за счет городской казны для льготников будет построено всего лишь 42,3 тыс. кв. м жилья. Это небольшой жилой комплекс на 700 квартир (как правило, гражданам предоставляется жилье площадью не менее 60 «квадратов» на семью очередников).

Всего Комитету по строительству, отвечающему за возведение домов для льготников на будущий год выделят более 1,2 млрд руб. Кроме расходов на стройку, средства зарезервированы также на проектирование новых объектов и инженерную подготовку территорий.

Перечень домов, строительство и проектирование которых будет осуществляться в 2015 году за счет бюджета, можно посмотреть в таблицах 1 и 2. Список подготовляемых инженерных территорий – в таблице 3.

А в 2016 году бюджетного строительства домов для очередников вообще не предусматривается. Начиная с 2017 года объемы ежегодного ввода социального жилья не будут превышать 6 тыс. кв. м. Таким образом, за шесть лет Петербург построит за свой счет всего лишь 65,5 тыс. «квадратов», или 1320 квартир. Это в два раза меньше, чем планируется ввести за счет бюджета только за этот год – 130 тыс. кв. м.

Примечательно и то, что в строчках о финансировании городом строительства социального жилья после 2015 года стоят нули.


Справка БН
В 2008-2011 годах в Петербурге строилось от 220 до 370 тыс. кв. м социального жилья в год. В 2012-м и вовсе был поставлен рекорд – 350 тыс. «квадратов». В 2013 году было введено в эксплуатацию 215 тыс. кв. м.


Впрочем, как заверяют в Комитете по строительству, не исключено, что в утвержденный документ в будущем еще внесут поправки, как по затратам из бюджета, так и по объемам ввода бюджетных новостроек. Сейчас чиновники готовят список земельных участков, на которых возможно строительство 2,5 млн кв. м социального жилья на перспективу до 2023 года. Но когда будет утвержден этот перечень, пока никто не знает.

Планы по закупке городом жилья на шесть лет выглядят, на первый взгляд, чуть более оптимистичными. В 2015-2016 годах Петербург приобретет у застройщиков около 200 тыс. кв. м, или четыре тысячи квартир. На эти цели в первые два года реализации программы из петербургской казны предоставят 4 млрд руб. Таким образом, город намерен закупать жилье по цене 66 тыс. руб. за «квадрат». По данным Центра исследований и аналитики Группы компаний «Бюллетень Недвижимости», в июне 2014 года средняя стоимость квадратного метра на рынке уже была на треть больше и составила 93,3 тыс. руб. В последние годы из-за низкой цены, предлагаемой городом, участвовать в конкурсах на закупку жилья для очередников застройщики не спешат, и, скорее всего, эта тенденция сохранится и в будущем.

После 2016 года, как и в случае с социальным жильем, деньги на закупку жилья для государственных нужд пока не предусмотрены.
 


Справка БН
Согласно программе, в 2015 году для нужд очередников город выкупит 32 тыс. кв. м. Это в два раза меньше, чем в планах на текущий год. До конца 2014 года планируется приобрести у застройщиков 65,8 тыс. кв. м. А в 2013 году Петербург закупил почти 100 тыс. «квадратов».


Таким образом, с учетом вновь построенных бюджетных домов и закупок в 2020 году Петербург, по подсчетам БН, будет располагать фондом в 4700 квартир, или 266 тыс. кв. м. Еще около 600 тыс. «квадратов» город получит за счет капремонта признанных аварийными и расселенных домов. То есть через шесть лет в запасе у Петербурга – около 900 тыс. «квадратов». Однако в программе отмечается, что минимальная потребность Петербурга в жилом фонде к 2020 году будет в два раза больше и составит 1,815 млн. кв. м. Откуда чиновники планируют взять недостающие объемы, пока неясно. Не указывается в документе, сколько квартир в итоге за шесть лет Петербург предоставит очередникам.

Субсидии в помощь?
Сокращать городскую очередь на жилье, которая к 2020 году должна уменьшиться на 100 тысяч семей, чиновники хотят в основном за счет денежных выплат гражданам. Сейчас в Петербурге насчитывается 164 628 семей очередников. За шесть лет выплаты должны предоставить 73 тысячам семей, или примерно 10 тысячам ежегодно. Для этого в Смольном обещают увеличить финансирование городских жилищных программ.

Так, на расселение коммунальных квартир из городской казны только за 2015-2016 годы потратят 6,5 млрд руб. Это сопоставимо с тем, сколько чиновники потратили на программу за семь лет с момента начала ее действия – 2008 года (7,5 млрд руб.). На эти деньги удалось расселить 51 тысячу семей. А за 6,5 млрд руб., выделяемых на два предстоящих года, улучшить жилищные условия согласно программе смогут лишь 32,2 тысячи семей. Это треть от общего количества коммуналок в Петербурге. Всего их насчитывается около 100 тысяч, в них проживает 283 тысячи семей.

На программу «Молодежи – доступное жилье» из петербургского бюджета предоставят за три года почти 7 млрд руб. Раньше ее ежегодное финансирование составляло в среднем по 1-2 млрд руб. Всего за время ее действия с 2001 года улучшили жилищные условия около 10 тысяч человек. Планы на предстоящие шесть лет гораздо более масштабные. Получить выплаты от города за шесть лет должно в два раза больше льготников – 20 тысяч человек.

Однако суждено ли этим планам Смольного воплотиться в жизнь, тоже пока большой вопрос. Дело в том, что действие городских программ заканчивается в 2017 году. И их финансирование из бюджета Петербурга после этого периода пока не предусмотрено. Как сообщили БН в Жилищном комитете, сейчас городскими чиновниками рассматривается возможность продления программ до 2020 года. И если такое решение будет принято, то тогда и появятся дополнительные деньги. Примечательно, что об увеличении размеров выплат гражданам речи пока не идет. Сейчас по жилищным программам на одного человека можно получить 200-300 тыс. руб. Это приблизительно 10% от стоимости самых дешевых в городе однокомнатных квартир.

Опрошенные БН эксперты сочли масштабные планы чиновников трудно реализуемыми на практике.

«По существу, такой программой Смольный хочет простимулировать спрос граждан на жилье. Это неплохо для строительных компаний с учетом существующего сейчас переизбытка предложений на территориях ближнего пояса Петербурга (10-20 км от КАД). Однако решение жилищных проблем для тех граждан, у кого нет дополнительных средств, опять растянется на десятилетия», – отмечает руководитель Центра исследований и аналитики Группы компаний «Бюллетень Недвижимости» Марина Чижкова.

Вице-президент, генеральный директор НП «Объединение строителей СПб» Алексей Белоусов с ней согласен. По его словам, выходом из сложившейся ситуации было бы увеличение размера выплат для граждан до 30% от стоимости приобретаемой квартиры.

Сократить время пребывания в городской очереди для граждан до 10 лет и улучшить жилищные условия для 162 тысяч городских семей к 2017 году петербургские чиновники уже обещали два года назад. Однако сроки опять сдвинулись.

Таблица 1. Список жилых домов для очередников, строительство которых будет осуществляться в 2015 году за счет городского бюджета

Месторасположение объекта

Объем финансирования – млн руб. на 2015 год

1.

Дальневосточный проспект, участок 2 (северо-восточнее пересечения с улицей Еремеева)

239,8

2.

Колпино, ул. Красных Партизан, участок 1 (южнее дома 42, литера В по Павловской улице)

169,9

3.

Новоколомяжский проспект, участок 1 (западнее дома 12, корпус 3, литера А по Новоколомяжскому проспекту)

514,5

4.

Пушкин, Саперная улица, участок 1 (юго-западнее дома № 51 по Саперной улице)

220,2

5.

Квартал 16, севернее улицы Новоселов

100

Источник: Постановление правительства Петербурга от 23 июня 2014 года № 491 «О государственной программе Санкт-Петербурга “Обеспечение доступным жильем и жилищно-коммунальными услугами жителей Санкт-Петербурга” на 2015-2020 годы»

Таблица 2. Список жилых домов для очередников, проектирование которых будет осуществляться в 2015 году за счет городского бюджета

Месторасположение объекта

Объем финансирования – млн руб.

1.

поселок Понтонный, Лагерное шоссе, участок 6 (северо-западнее пересечения с Южной улицей)

19,6

2.

поселок Понтонный, Лагерное шоссе, участок 13 (северо-западнее пересечения с Южной улицей)

15,8

3.

поселок Понтонный, Лагерное шоссе, участок 14 (северо-западнее пересечения с Южной улицей)

15

4.

Шипкинский переулок, дом 3, корпус 2

10,6

Источник: Постановление правительства Петербурга от 23 июня 2014 года № 491 «О государственной программе Санкт-Петербурга “Обеспечение доступным жильем и жилищно-коммунальными услугами жителей Санкт-Петербурга” на 2015-2020 годы»


Таблица 3. Список территорий под строительство социального жилья, для которых в 2015 году за счет городского бюджета будет проводиться инженерная подготовка

Месторасположение объекта

Объем финансирования – млн руб.

1.

квартал 21 Юго-Западной Приморской части

129,3

2.

квартал 55 Северо-Приморской части

18,8

3.

Квартал 16 севернее улицы Новоселов Невского района

9

Источник: Постановление правительства Петербурга от 23 июня 2014 года № 491 «О государственной программе Санкт-Петербурга “Обеспечение доступным жильем и жилищно-коммунальными услугами жителей Санкт-Петербурга” на 2015-2020 годы»
 

Текст: Светлана Коваленко    Фото: Алексей Александронок