Наглядным доказательством того, что большая площадь балкона или лоджии – это то, за что потребители согласны переплатить, стали итоги голосования в сообществе БН в одной из социальных сетей. Лишь для 10% опрошенных не играет абсолютно никакой роли, есть вообще балкон в квартире или нет. Примерно такому же количеству респондентов вполне достаточно стандартного двухметрового балкона, который чаще всего встречается в типовых домах постройки 1960-80-х годов.
Но зато 38% читателей БН согласны заплатить дополнительные деньги за балкон или лоджию большой площади, при этом для них неважно, на каком этаже находится квартира и что с этого самого балкона повышенного размера можно будет увидеть. Еще 42% также допускают для себя возможность переплатить за просторную лоджию (балкон), но лишь в том случае, если оттуда открывается красивый вид.
Тенденция к росту
Еще два года назад эксперты отмечали, что для среднестатистического покупателя жилья сегмента «масс-маркет» совершенно непринципиально, чем будет украшена его квартира – балконом или лоджией, и не очень важен размер этого украшения. Впрочем, балконы – хотя бы очень маленькие – имелись в 99% новостроек. Самые скромные по площади – в один квадратный метр.
Всего за пару лет средняя площадь балконов в городе и приграничных районах Ленинградской области выросла, по экспертным оценкам, на 60-100%. Причем происходила эта эволюция порой даже в рамках одного и того же жилого комплекса: в различных очередях балконы могут отличаться размерами, хотя площади квартир остаются неизменными.
«Исходя из покупательских предпочтений в наших объектах постепенно увеличивается не только размер балконов, но и их количество. Сейчас площадь большинства из них составляет от трех до семи квадратных метров в зависимости от типа квартиры. Но пользуются спросом и трехкомнатные квартиры с 10-метровыми балконами – на них большая семья может находиться в полном составе. В крупногабаритном жилье мы стали в обязательном порядке проектировать по два балкона», – говорит директор по маркетингу и продажам ГК «РосСтройИнвест» Феликс Альбеков.
По словам начальника отдела продаж ООО «КВС» Альбины Васильевой, в самом первом проекте компании, ЖК «Gusi-Лебеди», площадь лоджий составляла 1,8-2 «квадрата», а в тех, что выводились на рынок в течение последнего года – уже 3,6-4 кв. м. Собственно, именно такой размер называют в качестве минимального на сегодняшний день большинство застройщиков.
«Стандартный показатель – длина 3 м, ширина – 1,2 м. Я подчеркиваю – это минимум, которым оснащается любая, даже самая небольшая, студия. Но есть проекты, где даже в “однушках” есть большие семиметровые лоджии – это, к примеру, ЖК “GreenЛандия” в Мурино», – комментирует начальник отдела подготовки проектов Setl City Ирина Тимофеева.
А вот по мнению директора по продажам ЗАО «Строительный трест» Сергея Степанова, средняя площадь неотапливаемых помещений в Петербурге не увеличилась, просто они стали глубже и более удобными по форме. Так что теперь использовать лоджию или балкон можно не просто для перекура или хранения вещей, но и обустроить на нем настоящий уголок отдыха.
Отметим, что на петербургском первичном рынке есть и компания, которая «идет против течения». В своих ЖК «Силы природы» в Мурино и ЖК «Моя стихия» в Парголово компания O2 Development решила вообще обойтись без балконов. «Только в 5% квартир в нашей муринской новостройке имеются совсем небольшие, полутораметровые, лоджии. Для наших покупателей гораздо важнее иметь больше квадратных метров на кухне или в гостиной, нежели еще одну кладовку, каковыми балконы чаще всего и являются», – подчеркивает руководитель отдела продаж O2 Development Михаил Жук.
Финские веяния
Можно уверенно говорить, что тенденция к появлению в нашем городе больших балконов или лоджий пришла от нашего западного соседа – Финляндии. Устоявшийся термин «финский балкон», впрочем, означает не только его большую площадь, но и безрамное остекление. Такие «летние помещения» распространены не только в стране Суоми, но и по всей Скандинавии, да и во многих других европейских странах. Так, в Швеции балконы в многоквартирном доме часто располагаются один над другим (причем вход осуществляется с торца) и получается своеобразная пристройка с прозрачными стенами.
В Петербурге подобные лоджии можно увидеть в ЖК «Новый город» от компании «Арена», а основным их апологетом является, что неудивительно, финский застройщик «ЮИТ». В его ЖК «Новомосковский», «КИМа, 1», «Тойве» и «Новоорловский» многие балконы (хотя и не все) имеют глубину от 1,6 м (а некоторые – до 3,3 м), то есть на них можно спокойно расположить столик и пару кресел для вечернего чаепития. Чуть меньше по площади, но также с безрамным остеклением балконы в ЖК «Айно» от концерна «Лемминкяйнен». Широкие остекленные балконы и даже террасы предлагает в своих ЖК «Шведская крона» и ЖК «Эланд» компания NCC.
Но и российские застройщики стараются не отставать от модных веяний. В первую очередь те, для кого проектные работы, как и для «Арены», выполняли скандинавские архитекторы. Так, финские балконы и даже большие террасы предусмотрены в жилом квартале «IQ Гатчина» («Ленстройтрест») и ЖК «Финские кварталы» («Элемент-бетон»). Нечто похожее запроектировано в части квартир ЖК «Сандэй» («СПб Реновация»).
Кругом стекло
Еще один безусловный тренд последних двух-трех лет – остекление балконов на этапе строительства дома. Если до 2010 года эта опция предусматривалась только в половине объектов, то сейчас – в 80-90% новостроек. И дело здесь не столько в заботе об экономии для будущих покупателей, сколько в практической и эстетической пользе.
«Все элементы здания в таком случае работают согласованно, они учтены проектом: например, не нарушаются тепло- и ветроизоляция фасадов, узлы сопряжений получаются более грамотными и надежными. Здесь мы также отталкивались от предпочтений покупателей: вариант “застекление от застройщика” они выбирали чаще всего», – уверяет руководитель архитектурно-дизайнерского отдела «ЛСР. Недвижимость – Северо-Запад» Оксана Андросова.
По словам начальника отдела продаж компании «БФА-Девелопмент» Светланы Денисовой, переход к повсеместному остеклению лоджий для города – благо, поскольку решается проблема сохранения внешнего вида жилых комплексов в процессе эксплуатации. «Дом выглядит намного благороднее, чем набор “курятников”, в который он превращается в случае поштучного остекления отдельными инициативными гражданами», – небезосновательно считает она.
Впрочем, энергия «отдельных инициативных граждан» теперь все чаще направляется в иное русло – утепление лоджий или вовсе их «встраивание» в квартиру. И если в первом случае ничего страшного, в общем-то, не происходит, то во втором – это почти всегда незаконная перепланировка. Узаконить ее довольно сложно: для этого требуется составить проект и согласовать его в муниципальных органах власти. Есть частные компании, которые берут эти заботы на себя, но стоят их услуги недешево, так что большинство жильцов присоединяют лоджию к кухне или к комнате без посторонней помощи. Напомним, что подобная самодеятельность грозит в лучшем случае проблемами при возможной продаже недвижимости, а в худшем – вплоть до лишения граждан права собственности через суд.
В ближайшие годы панорамное остекление лоджий станет повсеместным, а площадь «летних помещений» продолжит увеличиваться, уверены эксперты. Пятиметровый балкон будет считаться довольно скромным по размерам – по крайней мере, в объектах комфорт-класса. При этом увеличится число проектов, где будут предусмотрены квартиры с большими террасами (15-40 кв. м), хотя этот товар по-прежнему останется штучным.