Подобные реестры уже давно формируют профессиональные объединения адвокатов, нотариусов, арбитражных управляющих. Это механизм, позволяющий обозначить ответственность объединенных в саморегулируемые организации профессионалов за результаты работы.
Разговоры о риэлторском реестре велись давно, и наконец работа по его созданию завершена. На очереди – наполнение и согласование с реестрами региональных ассоциаций. В середине июня документ был представлен на XVIII Национальном конгрессе по недвижимости в Сочи.
О перспективах развития нового инструмента рассказал БН Валерий Виноградов, руководитель и собственник ГК «АВЕНТИН», на днях утвержденный в должности президента Российской Гильдии риэлторов (РГР).
– Валерий Николаевич, как получилось, что вы, руководитель и собственник бизнеса в Петербурге, решили возглавить федеральную профессиональную организацию?
– Это давно продуманное решение. В 2011 году я был выбран президентом Ассоциации риэлторов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, и с того же момента вошел в правление РГР. То есть я работаю в этой организации уже четыре года. Но чтобы возглавлять федеральную структуру с подобным кругом задач, нужны три условия: незадействованность в оперативном управлении бизнесом, профессиональная компетенция и, как это ни банально, здоровье. Ведь работа в Гильдии – это постоянное участие в профессиональных мероприятиях, перелеты и смена часовых поясов. Когда я понял, что все три фактора для меня сошлись, то попросил коллег из петербургской ассоциации выдвинуть меня кандидатом. Так, в прошлом году на съезде профессионалов рынка недвижимости в Челябинске я стал президент-электом, а в нынешнем году, в Сочи, вступил в должность президента.
– Какие сильные и слабые стороны на сегодняшний день имеет РГР?
– Это самое крупное профессиональное объединение специалистов рынка недвижимости, с большой историей, берущей начало в 1992 году. Oно появилось одновременно с рынком недвижимости, вместе с ним развивалось, переживало кризисные периоды, разрабатывало рецепты защиты профессиональных интересов. Гильдия сформировала кодекс этики, создала, внедрила и зарегистрировала в реестре Госстандарта России Национальные стандарты профессиональной деятельности. Это организация с развитыми региональными и международными связями. Слабая сторона, на мой взгляд, в том, что Гильдия хоть и владеет контрольным пакетом, но все-таки пока объединяет далеко не весь рынок недвижимости.
– Какие регионы для Гильдии являются «белыми пятнами»?
– Из 85 субъектов РФ на сегодняшний день в РГР представлено больше 50. Это отнюдь не блестящий показатель. Но дело не только в «белых пятнах». Даже в регионах с давно сложившейся профессиональной риэлторской средой Гильдия представлена неравномерно. Например, в свое время нам так и не удалось объединить в петербургской ассоциации областных и городских риэлторов. Несколько лет назад нам казалось, что стоит только пригласить профессионалов из райцентров вступать в наше объединение, и они с радостью примут предложение, ведь и у них, и у нас появятся новые возможности. Но оказалось, что это не совсем так: на сегодняшний день в Реестре Ассоциации риэлторов Ленинградская область представлена тремя фирмами – из Всеволожска, Гатчины и Соснового Бора. То есть даже для традиционно сильного питерского объединения сопредельный субъект РФ – сплошь «белое пятно». А ведь в любом райцентре близ вокзала или любого торгового комплекса можно увидеть наружную рекламу местных фирм, предлагающих услуги на рынке недвижимости.
Сходные проблемы есть у москвичей и в других субъектах Федерации. К примеру, в Карелии – 16 муниципальных районов, в каждом из которых есть специалисты по недвижимости. Но рынки-то локальные, и объединить профессионалов на уровне республиканского центра – Петрозаводска – не удается. В принципе, понятно, почему так происходит. Зачастую в райцентрах и малых городах действуют и маклеры-одиночки, и небольшие семейные фирмы, представители которых знают территорию и чуть ли не в лицо – все местное население. Но съездить в Петербург, Москву или региональный центр для участия в заседаниях или учебы для них – проблема. И вот ведь какой получается парадокс: предприниматели, агентства и агенты есть, риэлторов нет. Под риэлторами в данном случае подразумеваются сертифицированные компании и аттестованные специалисты («Риэлтор» – официально зарегистрированный РГР торговый знак. – БН).
– Что теряют предприниматели, оказывающие услуги в сфере недвижимости, не будучи риэлторами?
– Очень многое. Прежде всего – «внешних» клиентов, которые могли бы приходить по рекомендациям коллег из других регионов. Во-вторых, возможности обучения в рамках единого стандарта, профессионального роста и общения с коллегами на одном языке. В-третьих, и это, на мой взгляд, главное – репутационную поддержку. Это чрезвычайно важно для клиентов, которые не хотят вместе со сделкой получить стресс: ведь, по сути, риэлтор – это профессионал, которому доверяют распоряжаться очень большими деньгами, а часто – всеми сбережениями и немалыми кредитными ресурсами. Поэтому у риэлтора нет права на ошибку. Если на сайте объединения профессионалов есть реестр, потенциальному продавцу или покупателю достаточно заглянуть туда. На нем можно найти название и адрес компании, а также фамилии аттестованных специалистов. Если фирмы, предложившей клиенту услуги, в реестре не обнаружено, клиент должен задать себе вопрос – по какой причине компания не значится в списках. Это повод как минимум насторожиться.
– Что означает присутствие риэлторской компании в реестре?
– Прежде всего, что профессиональное сообщество рекомендует потенциальному клиенту с данной компанией работать: агенты прошли обучение и аттестованы, фирма сертифицирована, профессиональная ответственность застрахована, а договорную базу проверили юристы. Если же у клиента возникают проблемы – не надо торопиться идти в суд: в местных объединениях есть комиссии по этике и третейские суды, которые разбирают претензии в досудебном порядке.
– В офисе почти любого риэлтора – множество дипломов и сертификатов в рамках на стенах, и их с гордостью показывают клиенту. Но ведь бумагу можно напечатать любую. А ведь может случиться, что фирма получила соответствующие сертификаты, а потом, мягко говоря, утратила связи с теми, кто их выдал…
– Вы правы: Российская Гильдия риэлторов уже много лет обучает, сертифицирует и аттестует специалистов, но при отсутствии Единого реестра вся эта работа оказывается сделанной лишь наполовину. Ведь компания может прекратить платить взносы, оскандалиться или просто совершить фатальную для клиента ошибку, а дипломы и сертификаты на стенах переговорной или клиентского зала останутся. Это тот самый пробел, который, собственно, и призван устранить Единый реестр: в нем представлены только специалисты и компании с незапятнанной репутацией.
– Но сформировать список – это ведь только малая часть работы…
– Безусловно. Это еще и – продвижение бренда РГР и Единого реестра в регионах, в том числе – в российской глубинке. Для чего в бюджете Гильдии предусмотрены немалые средства. Мы продолжаем развивать и укреплять связи, осваиваем новые территории. Подчеркну: несмотря на то что исполнительный аппарат Гильдии находится в столице, это федеральная структура, интересы которой распространяются на тысячи километров за пределы МКАД. Больше половины членов правления и подавляющее большинство членов Национального Совета РГР – представители регионов. А в этом году нами было принято решение ежегодно не меньше четырех заседаний правления проводить в разных регионах, совмещая их с местными форумами по недвижимости. В частности, недавно вернулись из Республики Марий Эл, до этого – встречались и заседали в Красноярске и Екатеринбурге. Именно таким образом, в командировках и перелетах, и формируются единое информационное пространство и профессиональная среда российского рынка недвижимости. Поэтому те, кто не с нами, упускают возможности для профессионального роста, обмена клиентами и защиты своих интересов в органах власти.
– На сегодняшний день ваш личный бизнес сосредоточен в Петербурге и Пскове. Как часто теперь вас можно будет встретить в Москве?
– По моим подсчетам, на командировки в столицу и регионы придется выделять от трети до половины рабочего времени.