— Леонид Лазаревич, Вы строитель со стажем и работали не только в Петербурге. С какими особенностями нашего города сталкиваются девелоперы и строители?

– Я двадцать лет работал в Сибири, руководил очень крупными коллективами. После землетрясения в Армении восстанавливал там города, села. В Сибири мы работали в основном на «голых» площадках – не застроенных ранее территориях. Соответственно, там не было никакого КГИОПа, никаких требований к сохранению исторического облика. Специфика Петербурга заключается в том, что в большинстве случаев речь идет не о строительстве с чистого листа, а о реконструкции зданий. Причем эти здания являются историческими и архитектурными памятниками. Поэтому работать в Петербурге сложнее, но зато почетнее. Здесь не проходит принцип «строить больше, выше, толще, длиннее…».

Надо быть предельно осторожными. Стремиться сочетать историю с новым, современным. На мой взгляд, в Петербурге такого сочетания практически нет, а это не очень хорошо. Но наша позиция незыблема – историю надо уважать.

Мы подготовили концепцию реконструкции зданий полиграфического объединения «Лениздат». На этом проекте мы очень конструктивно работаем с КГИОПом.

— Дорого ли обходится уважение к истории петербургским девелоперам?

– Наша компания всегда находит общий язык с сотрудниками КГИОПа, я считаю, что их требования в большинстве случаев правомерны. Если они доходчиво объясняют нам, почему есть те или иные ограничения, то меня всегда удовлетворяет их ответ.

Проблема совсем не в работе Комитета по охране памятников, а в законодательной базе. Она, что там говорить, плохая. Нет четкого подхода к сохранению и восстановлению памятников, особенно к тем, которые утрачены. На одном из наших объектов – во внутреннем дворе Военно-транспортного университета – находился памятник, который не сохранился. И до сих пор нет четкого понимания, а главное – норм закона: что делать в этой ситуации, как его восстанавливать? Понятно, что ни у федерального, ни у городского бюджета нет возможности содержать все памятники. Поэтому я твердо уверен – не надо бояться отдавать их в частные руки.

— Перевод Военно-транспортного университета, который Вы упомянули, из здания на набережной Мойки в Петродворец – один из проектов вашей компании. Расскажите о нем.

– Этот проект замечателен тем, что нам удалось завершить его с опережением сроков. Мы сами планировали закончить реализацию проекта к 2008 году. А получилось, что уже 25 августа 2007 года курсанты университета принимали присягу в новом здании. Мы построили для них казармы современного кубрикового типа, учебные здания, комфортное жилье. Наши военные не избалованы вниманием. Пока они нигде не обеспечены жильем такого уровня: со стеклопакетами, с детскими площадками во дворе и т. д. Общая площадь всего нового комплекса составила 50 тыс. кв. м. Теперь на набережной Мойки мы будем реализовывать свой девелопер-ский проект, о котором уже много рассказывали.

— Переезд университета состоялся благодаря договоренности между вашей компанией и Министерством обороны. Будут ли эти отношения развиваться дальше, ведь в центральной части Петербурга остается еще много военных объектов?

– Безусловно, в этом проекте присутствует прагматическая составляющая. Но я рад, что выгодный для нас бизнес-проект одновременно оказался социальным. Военные получили благоустроенное жилье. Сотрудничество с Министерством обороны мы, безусловно, продолжим. Более того, на примете уже есть объекты, которые могут быть нам интересны, но пока рано о них говорить. Новое руководство военного ведомства ставит задачу: дать нашим военным, о которых долго забывали, не деньги, а жилье. Нам такой принцип понятен и близок, мы готовы помогать.

 СПРАВКА «ДН»:

ООО «Рюрик Менеджмент» – дочерняя структура шведской компании Ruric AB. На «Рюрик Менеджмент» возложено управление проектами и эксплуатация создаваемых в Петербурге объектов.
ООО «Рюрик Менеджмент» объявило о намерении стать стратегическим инвестором Петербурга и вложить в строительство и рекон-струкцию объектов недвижимости Северной столицы $6–7 млрд.
В связи с этим основные проекты, инициатором и исполнителем которых стали Ruric AB и ее управляющая компания «Рюрик Менеджмент», были представлены губернатору Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко и правительству города.
В настоящее время компания реализует несколько инвестиционных проектов на сумму около $1 млрд. Общая площадь застройки в рамках этих проектов составляет более 200 тыс. кв. м.
В число уже законченных проектов входят: бизнес-центры «МАГНУС» класса «А» и «ГУСТАФ» класса «В+», созданные на территории бывшей табачной фабрики им. Урицкого; бизнес-центр «ОСКАР» класса «А» на наб. р. Фонтанки.
Ведется интенсивное строительство бизнес-центра «Грифон» класса «А» на Разъезжей ул.

Источник: данные компании

— Какими еще объектами занимается компания Ruric Management, претендующая на статус стратегического инвестора Петербурга?

– Мы подготовили концепцию реконструкции зданий полиграфического объединения «Лениздат», расположенных по адресу: набережная Фонтанки, 57–59. Кстати, на этом проекте мы очень конструктивно работаем с КГИОПом. Как я уже говорил, для нас очень важен принцип уважительного отношения к истории. Поэтому начали мы с культурно-исторической экспертизы. Необходимые исследования для нас провел НИИ «СпецПроектРекон-струкция». Теперь мы знаем, как все было в доме, построенном по проекту архитектора Росси. Исторически здание было придатком Апраксина двора и выполняло торговую функцию. Мы планируем ее сохранить после реконструкции, но добавим небольшой офисный центр и гостиницу. Надеюсь, в конце года начнем строительство. Апраксин двор – объект, в который все мы просто влюбились. Те два корпуса, которые мы реконструировали, стали нашей гордостью. С самого начала было ясно, что претендентов на освоение территории в историческом центре хватает и это очень уважаемые компании. Но Ruric Management никогда не боялась никаких конкурентов. Мы всегда готовы предложить городу нечто, с нашей точки зрения, более интересное.

За фасадами исторических зданий кипит работа архитекторов и строителей

— А какой проект у компании Ruric был в Петербурге первым?

– Ruric работает в Петербурге три года. Первым объектом был  дом 11 на Невском проспекте. Мы очень быстро его продали. Компании Ruric АВ и Ruric Management специально созданы для работы в Городе на Неве. В последнюю, в свою очередь, входят 11 компаний. Я считаю, что за три года работы мы серьезно вжились в рынок петербургской коммерческой недвижимости. Первая стадия – покупка недвижимости и инвестирование в нее капитала – это примерно 10 процентов пути. Мы эту стадию прошли. Более сложная – реализация проектов на купленных объектах недвижимости. Но и ее мы проходим, можно сказать, ускоренными темпами. Из полностью реализованных проектов могу назвать два бизнес-центра класса «А» на Васильевском острове (раньше там были промышленные предприятия) и один бизнес-центр на Фонтанке.

В настоящее время мы готовы работать в трех направлениях: строить на свободных площадях, переносить промышленные предприятия и военные объекты. Опыт, как видите, уже есть. Открою секрет: сейчас мы ведем переговоры с двумя промышленными предприятиями по поводу их переноса из центральной части города.

Мы не перечим, если администрация города выдвигает разумные требования. Ведь эти люди тоже радеют за город. А наш прин­цип: если делаешь – делай красиво или не делай вовсе.

— На сегодняшний день объем вложенных в Петербург компанией Ruric инвестиций составляет около $1 млрд.

– Ruric владеет 350–400 тыс. кв. м недвижимости в Петербурге. Эту цифру руководство компании намерено увеличить до 1,5 млн. Совет директоров принял принципиальное решение: Ruric готов вложить в Петербург $6–7 млрд. В своей компании мы ввели свою специфическую систему финансирования строителей. Финансирование осуществляется по конечному результату. Наше шведское руководство видит, на что тратятся деньги. Компания Ruric Management – это небольшая (порядка 60 человек) команда. Я пытаюсь использовать новые подходы к управлению компанией. И, главное, мы готовы тратить деньги и силы на то, чтобы Петербург становился все более красивым.

В настоящее время мы готовы работать в трех направлениях: строить на свободных площадях, переносить промышленные предприятия и переносить военные объекты.

— Власти Петербурга помогают в этом, мешают или играют нейтральную роль?

– Больше всего мы сотрудничаем с инвестиционным блоком Смольного, который курирует вице-губернатор Юрий Молчанов. Почему сегодня в Петербург текут рекой инвестиции? Не надо думать, что все зависит от федерального руководства или от того, кто с кем «там наверху» дружит. Если бы ничего не менялось здесь, на региональном уровне, никаких инвестиций бы не было. Юрий Молчанов создал хороший микроклимат. С нами всегда общаются доброжелательно. Нельзя сказать, что нет абсолютно никаких трений, в целом мы работаем конструктивно. Председатель Комитета по инвестициям и стратегическим проектам всегда доступен (по телефону), всегда готов подсказать и посоветовать. Но и мы не перечим, если нам выдвигают разумные требования. Ведь эти люди тоже радеют за город. А наш принцип: если делаешь – делай красиво или не делай вовсе.

 ДОСЬЕ «ДН»:

Леонид Лазаревич Полонский
генеральный директор компании Ruric Management,
почетный строитель России

Карьеру строителя начал в Казахстане, на полуострове Мангышлак. Затем 20 лет проработал в Красноярском крае: занимался промышленным строительством, в первую очередь военного назначения.
В 1988–1994 годах работал в Армении – восстанавливал города Спитак и Ленинакан после землетрясения (работал в должности главного инженера крупнейшего строительного объединения в зоне бедствия). Был избран депутатом Верховного Совета Армении. Почетный гражданин города Ленинакана (ныне город Гюмри).
В 1994 году приехал в Петербург, где организовал свою инвестиционную компанию. Сотрудничество с компанией Ruric AB начал с ведения всей документации, необходимой для участия шведской компании в тендере на передислокацию Военно-транспортного университета.
Леонид Полонский называет себя жестким, но отходчивым руководителем. Лучшим стимулом для сотрудников считает чувство причастности к большим делам.

Источник: данные компании

 

Текст: Ирина Полякова