Вступившие в силу минувшей осенью поправки в Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) усиливают защиту покупателя квартиры от попыток недобросовестных граждан признать сделку недействительной.
А спорщики кто?
С 1 сентября 2013 года вступили в силу поправки (ФЗ-100 от 7 мая 2013 года) в Гражданский кодекс, которые кроме прочего касаются и вопроса недействительности сделок на рынке недвижимости.
Прежде всего обращает на себя внимание пересмотр того, что считать сделкой оспоримой, а что ничтожной. «Введена презумпция, в соответствии с которой сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является по общему правилу оспоримой, а не ничтожной, – пояснили БН в Нотариальной палате Псковской области. – За исключением сделок, посягающих на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Такие сделки ничтожны».
Уточним: ничтожная сделка недействительна априори. Например, ничтожной будет продажа мошенником не принадлежащей ему квартиры.
Оспоримой же называется сделка, недействительность которой может быть установлена только в судебном порядке. Пока суд не вынесет решение о признании «подозрительной» сделки недействительной, она будет считаться действительной и порождать гражданские права и обязанности.
При этом в новой редакции ГК РФ подчеркнуто, что требовать признания сделок недействительными в суде могут только стороны сделки. Иные лица будут вправе обращаться с подобными заявлениями в суд лишь в особых случаях. Например, если заявитель имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной. Допустим, в силу должностных обязанностей.
Ранее опротестовать сделку в судебном порядке могло любое лицо. Более того, лица, ранее сделку одобрившие, теряют право на претензии. «Установлен запрет требовать признания оспоримой сделки недействительной тем лицам, которые ранее ее одобрили или своими действиями подтвердили намерение ее исполнить», – уточняют в Нотариальной палате Псковской области.
Например, в случае когда цена сделки была занижена до 1 млн руб., чтобы избежать налога на доходы физических лиц, сами участники сделки уже ничего поделать не смогут.
Другое дело, что обратиться в суд смогут налоговые органы.
Возможные потери
Как пояснила генеральный директор «Балтийской ипотечной корпорации» Галина Афанасенко, согласно статье 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке (двухсторонняя реституция) в натуре или возместить стоимость в деньгах. Кроме того сторона-истец вправе требовать от другой стороны возмещения причиненного ей реального ущерба, если докажет, что заблуждение возникло по вине другой стороны.
А согласно статье 169 ГК РФ в случае признания сделки ничтожной при наличии умысла у обеих сторон такой сделки, все полученное от сделки взыскивается в доход Российской Федерации.
Если сделка ничтожна, то для признания последствий сделки недействительными срок исковой давности составляет три года. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки. Срок исковой давности по требованиям о признании оспоримой сделки недействительной составляет один год.
«Таким образом, – рассуждает Галина Афанасенко, – любая сделка, будь она оспоримой или ничтожной, должна являться предметом судебного разбирательства. В одном случае для признания ее недействительной и применения последствий недействительности (оспоримые сделки), в другом – только для применения последствий недействительности сделки (ничтожные сделки)». Поэтому для того чтобы признать сделку недействительной или признать последствия сделки недействительными, важно не упустить срок исковой давности и своевременно обратится в суд.
Далеко ходить не надо
Галина Афанасенко приводит пример широко распространенной на российском рынке недвижимости практики, при которой многие сделки рискуют оказаться ничтожными.
В федеральном законе о материнском капитале сказано, что жилье, приобретенное с использованием средств материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей и детей. Если квартира приобретается в кредит, часть банков препятствует оформлению права собственности на детей. И родители берут обязательства выделить доли после погашения кредита. О чем впоследствии благополучно забывают.
Между тем несоблюдение закона влечет за собой ничтожность дальнейшей сделки по отчуждению этого жилья. Она может быть оспорена любым заинтересованным лицом. Подать иск могут подросшие дети. При этом срок исковой давности для несовершеннолетних начинается с момента исполнения им 18 лет. Смогут оспорить сделку и органы опеки и попечительства. Кроме того, возможны иски Пенсионного фонда России либо иных контролирующих органов.
Также, в отредактированном ГК РФ в качестве самостоятельных подвидов ничтожных сделок называются мнимые и притворные сделки.
Объектом мнимой сделки являются правоотношения, которых стороны стремятся избежать. Классический пример – договор купли-продажи недвижимого имущества, делающий невозможным обращение взыскания на это имущество по требованию кредиторов.
«Самый распространенный пример мнимой сделки, – уточняет Галина Афанасенко, – продажа квартиры, при которой отсутствует фактическая смена владельца. То есть продавец остается жить в квартире и несет расходы по содержанию жилья».
Притворная же сделка – это операция, которая совершена «с целью прикрыть другую сделку». К часто встречающимся на рынке притворным можно отнести дарения квартир, при которых имеются доказательства передачи денег за жилье.
Например, подсказывает руководитель компании «Недвижимость и страхование в Санкт-Петербурге» Николай Лавров, до недавних пор около 20% комнат в городе продавалось «через дарение». Ведь при продаже комнаты в коммуналке требуется собрать письменные отказы от преимущественного права выкупа со всех совладельцев квартиры, независимо от того, где собственники реально проживают. «Сейчас процесс предупреждения соседей, благодаря нотариально заверенным уведомлениям, сильно упростился и число сомнительных сделок пошло на спад», – говорит эксперт.
Расшифровка терминов
В Нотариальной палате Псковской области также обращают внимание на изменения ГК в статьях 178 и 179 «Недействительность сделки, совершенной под влиянием существенного заблуждения» и « Недействительность сделки, совершенной под влиянием обмана, насилия, угрозы или неблагоприятных обстоятельств».
Специалисты палаты уточняют, что в новой редакции добавляется определение «существенного заблуждения». Это заблуждение, которое не позволило потерпевшей стороне разумно и объективно оценивать ситуацию. Иначе говоря, если бы «заблуждающаяся сторона» была знакома с действительным положением дел, она бы не согласилась на сделку.
Также публикуется определение, что считать обманом. Это намеренное умолчание об обстоятельствах, о которых контрагент должен был сообщить «при той добросовестности, какая от него требовалась по условиям оборота».
Откуда что берется
О причинах, побудивших законодателей переписать ГК РФ, рассуждает главный редактор журнала «Арбитражная практика» Андрей Егоров. По его оценке, поправки в ГК ограничивают возможность недобросовестных граждан добиваться признания сделок недействительными.
Кроме того, поправки ограничивают право суда применять последствия недействительности ничтожной сделки по собственной инициативе.
Поводом же для изменений ГК РФ послужил резкий рост в последние годы числа исков с оспариваниями договора. Обычно такие иски подавались недобросовестными гражданами в целях ухода от ответственности за ненадлежащее исполнение договорных обязательств.
Кстати, государственные регистраторы констатируют, что и сегодня многие иски содержат стандартную ошибку. Заявитель вместе с требованием о признании сделки недействительной требует признать недействительной государственную регистрацию прав.
Юридически грамотнее было бы просить суд решить вопрос о судьбе уже зарегистрированного права на объект недвижимости. Тогда управление Росреестра получит возможность исполнить решение суда без запросов и дополнительных судебных разбирательств.