История таунхаусов в Петербурге и его пригородах довольно интересна. Еще в начале 1990-х годов во время правления мэра Анатолия Собчака была разработана комплексная схема размещения зон малоэтажного строительства. Под возведение таунхаусов и коттеджей планировалось выделить 2,7 тыс. га земли практически во всех районах Петербурга. Обратим внимание: речь шла о недорогом малоэтажном жилье, доступном массовому покупателю, но при этом достаточно комфортном. Средняя площадь домовладения должна была составлять, согласно планам, около 120 кв. м.

Экономичная экспансия
Однако постепенно курс сменился – на многоэтажную застройку. А развитие формата таунхаусов пошло по иному пути, такие комплексы стали развиваться исключительно как элитные в наиболее престижных частях Петербурга, например в Коломягах, а также в Приморском, Выборгском, Курортном районах. Домовладения там предлагались довольно просторные, зачастую от 200 кв. м, цены начинались, как правило, от 20 млн руб.

Но несколько лет назад ситуация изменилась: начиная с 2010 года на рынок стали выходить первые проекты с таунхаусами эконом-класса. Уже за 1-2 млн руб. (дешевле, чем квартира-студия) покупатель мог приобрести себе блок-секцию площадью 35-60 кв. м.

Всего за несколько лет сложился целый сегмент недорогих таунхаусов. Среди наиболее известных проектов следует назвать поселки «Кивеннапа», «Золотые ключи», «Традиция», «Янино», «Петровская мельница», «Покровские горки», «Смольный», «Счастье», «Мельничный ручей» и др.

На 2012 год пришелся пик спроса на подобные домовладения. За 12 месяцев, по данным Консалтингового центра «Петербургская Недвижимость», было продано 2,2 тысячи блок-секций – очень высокий показатель для загородного рынка. Лучше всего раскупались секции минимальных площадей, до 60 кв. м.

В 2013-м интерес к недорогим таунхаусам снизился, число сделок сократилось практически в два раза. Аналитики решили, что застройщики исчерпали отложенный спрос на такое жилье. Но, оказалось, хватило года, чтобы сформировалась новая волна покупательской активности.

Площади растут
«Формат таунхаусов вновь привлекает клиентов. В первом квартале на рынке продано порядка 330 объектов, это на 65% больше, чем за аналогичный период 2013 года», – говорит Ольга Трошева, руководитель КЦ «Петербургская Недвижимость».

Активизацию спроса отмечает и Центр исследований и аналитики Группы компаний «Бюллетень Недвижимости». В 2013 году даже в разгар летнего сезона количество поисковых запросов по таунхаусам на портале BN.ru не превышало двух тысяч в месяц. Однако с начала 2014 года ежемесячно регистрируется 4,1-4,2 тысячи запросов пользователей, ищущих себе таунхаус.

Между тем спрос изменился качественно. По мнению Дмитрия Сперанского, руководителя Бюро аналитики по рынку недвижимости (БАРН), секции минимальных площадей стали пользоваться меньшим спросом, зато люди охотно приобретают таунхаусы размером 80-90 кв. м – аналог городской трехкомнатной квартиры. При этом средняя стоимость приобретаемой секции составляет на сегодняшний день 2,7 млн руб. Как отмечает Ольга Трошева, наиболее востребованы сегодня объекты в ценовой категории 1,5-4 млн руб. за объект.

Проектов, в которых можно приобрести жилье данной ценовой группы, сейчас на рынке чуть более 20. В них в общей сложности реализуется примерно 5,3 тысячи блок-секций (сведения БАРН). При нынешних темпах распродавать имеющееся предложение пришлось бы пять-семь лет. Однако это в теории. Поскольку покупатель стал более требовательным к месторасположению поселка, его концепции, объему заявленной инфраструктуры, качеству строительства и архитектуры, продажи идут стабильно не во всех проектах, а только в наиболее интересных и продуманных. Одним словом, качественное доступное предложение вымывается с рынка.

В сегменте таунхаусов бизнес-класса, где стоимость блок-секций варьируется от 5 до 15 млн руб. (иногда эту вилку расширяют до 20 млн), сделки совершаются, конечно, не так часто, как в «экономе». Но там и предложение более ограничено. По подсчетам Дмитрия Сперанского, на сегодняшний день в продаже находится не более 500 секций. Это означает, что все они могут быть раскуплены уже через три года.

В самом деле, проектов с таунхаусами бизнес-класса не так много. Наиболее известные из них: Kantele, Ollila, «Мои Териоки», «Петербургское садовое кольцо» (Курортный район Петербурга), «Александровский» (Пушкинский район Петербурга), «Близкое» (Всеволожский района Ленобласти). При этом новые проекты бизнес-класса выходят на рынок очень редко, так что не за горами, возможно, дефицит подобного предложения.

Радует не столько возвращение спроса на таунхаусы, сколько то, что он наконец «повзрослел». Покупатели осознали: комфортное проживание за городом возможно только в достаточно просторном домовладении. Это, кстати, подвигнет и застройщиков постепенно отказаться от возведения малогабаритных и неудобных домов либо свести количество такого предложения к минимуму.

Текст: Алексей Резенков    Фото: Алексей Александронок