В конце марта Верховный суд РФ признал недействительным пункт 4.1 постановления № 1002 Правительства Санкт-Петербурга, утвержденного 20 сентября 2012 года. Отмененный пункт гласил: «Подавая заявление о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, заявитель должен приложить к нему письменное согласие собственников здания на монтаж баннера». Теперь, когда получать «добро» у владельцев квартир не нужно, число заявлений на установку рекламных щитов выросло в несколько раз.
Самовольные дела
По мнению экспертов, фактически Верховный суд РФ дал арендаторам и собственникам нежилых помещений в многоквартирных домах карт-бланш на использование общего имущества этих зданий.
При этом хаотичная установка рекламных конструкций приводит к плачевным для жилых зданий последствиям. «Арендаторы и собственники нежилых помещений часто меняются, как и вывески на домах. При этом каждая установка баннера сопровождается сверлением стен и, как следствие, нарушением защитного слоя фасада. А все расходы по ремонту приходится нести собственникам жилья, а не владельцам баннеров», – говорит представитель одной из управляющих компаний Московского района Петербурга Юрий Сопин.
Более того, как пояснил руководитель Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Городская реклама и информация» Юрий Волков, решение Верховного суда РФ отменило необходимость получения согласия собственников при размещении всех видов рекламных конструкций – настенных вывесок, консолей и баннеров любых форм и размеров. «К примеру, магазин может занять небольшое подвальное помещение, но при этом он имеет право разместить огромный баннер на крыше», – рассказал Юрий Волков.
Просят денег
У представителей рынка рекламных услуг – своя правда. Как отметила генеральный директор компании «А-реклама СПб» Юлия Шаповалова (эта фирма и выступила инициатором отмены спорного пункта постановления Смольного), получить «добро» от всех собственников на установку рекламного баннера было практически невозможно. «К тому же во многих случаях органы власти отказываются согласовывать рекламу, ссылаясь на отсутствие архитектурной концепции дома. По идее, данный документ должны разрабатывать управляющие компании, но заниматься этим они не спешат», – жалуется Юлия Шаповалова. При этом она подчеркнула, что решение Верховного суда РФ никоим образом не лишает права собственников контролировать использование общего имущества.
В Ассоциации малых предприятий наружной рекламы также подтвердили, что владельцы нежилых помещений в многоквартирных домах попросту не могут получить согласие всех жильцов. «Своим решением Верховный суд РФ указал на то, что чиновники не вправе вмешиваться в имущественные отношения между владельцем вывески и собственниками фасада. И вообще, требование представить письменное согласие жильцов на размещение конструкций являлось формальным – представители власти не проверяли действительность этого документа», – пояснили БН в Ассоциации.
Более того, по словам представителей рекламного бизнеса, пункт правительственного постановления превратился в некий рычаг давления на предпринимателей: они стали получать письма от жилкомсервисов и управляющих компаний с требованием заключить с ними возмездный договор на размещение вывесок.
Сложность исполнения
Впрочем, эти аргументы не находят понимания у собственников жилья. «Предприниматели говорят о том, что им было сложно получить согласие собственников, то есть им сложно исполнять закон, поэтому исполнять они его не будут. По сути, суд отменил необходимость согласования с жильцами всех видов конструкций», – рассказал председатель домового совета по Ропшинской улице, 3-5, Илья Питеркин.
Очевидно, что из-за решения Верховного суда РФ собственники жилья в многоквартирных домах будут чаще конфликтовать с предпринимателями, размещающими рекламные конструкции на фасадах и крышах. В этой ситуации у граждан остается единственный способ защитить свои права – обращаться в суд и доказывать, что рекламная вывеска нарушает их права. Как напомнил вице-президент РОО «Самоорганизация граждан Петербурга в жилищной сфере» Андрей Китаев, по Жилищному кодексу РФ пользоваться общим имуществом многоквартирных домов можно лишь с согласия собственников помещений в нем. Закон гарантирует право владельцев жилья самостоятельно управлять имуществом своего дома, а также его стенами и крышей.
В будущем, как обещают чиновники, в Петербурге, наконец, разработают четкую систему размещения рекламы на фасадах домов. Сейчас КГА готовит архитектурно-художественный регламент, который и определит критерии размещения на городских зданиях рекламных конструкций, порядок и условия их согласования, в том числе и с собственниками домов.
Тем временем решение Верховного суда РФ попросту «взорвало» рынок наружной рекламы. Если за весь прошлый год в ГУ «Городская реклама и информация» было подано шесть тысяч заявок на установку рекламных конструкций, то за четыре месяца 2014-го – уже более четырех тысяч. Интересы жильцов, по словам директора ГУ Юрия Волкова, при этом чаще всего игнорируются: «добро» от собственников содержат лишь 15% поданных заявок.