Время неумолимо сжимается. В советском массовом домостроении, начало которого пришлось на вторую половину 1950-х годов, можно выделить четыре поколения жилых домов. А за последнее десятилетие их сменилось уже два. Изучая планировочные характеристики домов, построенных в новейший период, мы обнаружим, что качество жилой среды в домах и кварталах, которые заселялись в последние годы, тоже заметно разнится.

С конца 1990-х ежегодные объемы ввода жилья в Петербурге колебались вокруг отметки 1 млн кв. м, а с 2003 года наблюдалось взрывное увеличение масштабов застройки. Но сопоставив сдаваемые метражи с количеством квартир, мы обнаружим тревожную для формирования комфортной городской среды тенденцию: площади вводимого в строй жилья с каждым годом уменьшаются.

Мечта домохозяйки как двигатель прогресса
Квартиры в домах разных десятилетий начиная с 1950-х тоже различались по планировочным характеристикам, но разброс качественных параметров был не столь ощутим, как сегодня. Массовое домостроение началось с хрущевок – быстровозводимых панельных пятиэтажек, укомплектованных преимущественно «двушками» со смежными комнатами и часто с совмещенными санузлами. Затем им на смену пришли девятиэтажные брежневки с лифтами и мусоропроводами – это второе поколение. В панельных «кораблях», которые строились с первой половины 1970-х годов, квартиры лишь немного просторнее, но имеют более эргономичные планировки, чем брежневки. А прогрессивные для своего времени блок-секционные принципы проектирования дают повод относить «корабли» к третьему поколению. Четвертое – дома крупнопанельных серий (137-я, 600.11, 121-я) и их кирпичные сверстники – имеет просторные лестничные площадки, увеличенные прихожие, а рядовая застройка подросла с 9 до 12-14 этажей, поэтому в подъездах предусмотрено два лифта.

Улучшенные дома серии 600.11 строились до 2006 года. Сегодня на фоне своих монолитно-кирпичных ровесников они смотрятся как постройки советского периодаТиповые дома гатчинских серий. Годы постройки – от середины 1990-х до середины нулевых

Самое важное и всегда замечаемое покупателями различие между домами разных поколений – это габариты вспомогательных помещений. Поэтому площади комнат от поколения к поколению почти не менялись, зато кухни в каждой последующей модификации увеличивались (от 5 кв. м в ранних «хрущобах» до 10,5-14 кв. м в последних серийных домах). А с 1990-х годов, когда начал формироваться рынок квартир в новостройках, первое, что пытались реализовать застройщики, – это мечты домохозяек о просторных кухнях. В домах того периода стали появляться кухни-гостиные до 18 кв. м, зачастую с панорамными окнами и выходами на лоджии (в типовых домах советского периода такого нет).

Первое поколение: до 2009 года
Жилые дома первого рыночного поколения появились тогда же, когда строительные организации начали осваивать технологии монолитного домостроения. Вместе с ними в строительную практику пришли широкая свобода выбора планировочных решений и возможности возводить дома повышенной этажности с паркингами в цоколе. Кроме того, «монолит» дал возможность отказаться от незыблемого для панельного домостроения шага поперечных стен (в хрущевках и брежневках он 2,6 и 3,2 м – отсюда комнаты «вагонных» пропорций; в домах 137-й серии – уже 3,6 м). В результате у застройщиков появилась возможность предлагать покупателям квартиры с «залами» до 35-45 кв. м.
Но в начальный период эти преимущества не были реализованы в полной мере: в застройке образца конца 1990-х годов разделение на комнаты задавалось расположением окон по фасадам. А некоторые интересные решения, предлагавшиеся архитекторами, не могли быть реализованы из-за того, что отечественная промышленность предлагала застройщикам только стандартные оконные блоки.

До середины прошлого десятилетия новостройки Центрального района старательно маскировали под дома старого фонда. Иногда это получалось неплохоВ середине прошлого десятилетия в фешенебельных районах исторического центра пышным цветом расцвел «стеклострой». Офисные и жилые здания, претендующие на элитность, в тот период почти не различались по архитектуре

В самом начале нашего века дефицит инженерных мощностей еще не позволял вести массовую застройку: основными площадками для строительных экспериментов с «монолитом» стали расположенные в разных районах «недострои», участки, отведенные под детские сады и скверы в городских «спальниках», а также новые кварталы Приморского района, застройка которых планировалась еще в советский период.

Есть и еще один момент. В период, когда не было развито ипотечное кредитование, круг покупателей был ограничен: позволить себе приличную квартиру в новостройке могли в основном те, кто занимался «серьезным» бизнесом. И естественно, что вкусы и предпочтения данной категории покупателей отражались на потребительских характеристиках нового жилья.

Главные новшества того периода – встроенные паркинги в жилых домах, кухни-гостиные и двухуровневые квартиры на верхних этажах. Многие из тогдашних планировочных «изысков» сегодня рынком не востребованы: двухуровневые жилища вышли из моды, а планировки, сделанные «под себя», оказываются для вторичного покупателя дорогим костюмом, который не садится по фигуре.

После 2005 года на строительном рынке появился широкий спектр строительных и отделочных материалов: лицевого кирпича, облицовочных плит из керамогранита, большеразмерных стеклопакетов, а также металлоконструкций, позволявших остеклять большие поверхности. Фасады спальных районов «расцвели» разными кирпичными и керамогранитными окрасками и фактурами. В фешенебельных исторических районах на смену популярному с конца 1990-х годов ретроспективизму пришел «стеклострой».

Точечная застройка образца 2005 года. Чужой среди своих: панельный дом серии «Оптима» в окружении сталинокТипичное для уплотнительной застройки решение – разновысотный дом: башня с малоэтажной пристройкой

Еще одна характерная примета того периода – разновысотные жилые комплексы. В районах, подвергшихся уплотнительной застройке, мы можем обнаружить доминирующие над окружением высотные башни, к которым пристроены корпуса средней этажности. В некоторых проектах высота корпусов падает «стремительным домкратом» с двадцати до трех-четырех этажей. Нерациональное с сегодняшней точки зрения отношение к дефицитной земле было продиктовано не только необходимостью соблюдать советские нормативы инсоляции. Тут, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло: в первую очередь именно дефицит инженерных мощностей не позволял «переуплотнить» застройку.

Примечательно, что в период, когда практиковалась преимущественно уплотнительная застройка (примерно до 2006-2007 годов), рядом с разновысотными монолитно-кирпичными новостройками продолжали возводить обычные серийные дома. Сегодня, глядя на состояние их фасадов, уже трудно поверить, что эти здания – ровесники «монолитов».

Племя младое, плотное и экономичное
Логика развития крупных моноцентричных городов показывает, что по мере удаления от центральных районов этажность застройки должна уменьшаться, а жилые площади – расти (при таком раскладе малогабаритное жилье – почти неизбежная плата за возможность жить вблизи городского центра).
Еще одно здание переменной этажности образца 2006 года. Если бы строительство на несколько лет отложили, вероятно, на этом месте мы бы увидели многоподъездное высотное зданиеПослекризисный период отмечен формированием кварталов плотной высотной застройки

В начале нашего века питерские градостроители грезили об уютном поясе малоэтажной застройки с внешней стороны транспортного кольца. Основными факторами, сдерживающими освоение застройщиками новых территорий и разрастание города, в прежние годы были дефицит инженерных мощностей и отставание развития транспортных сетей. Но с 2005 года, благодаря благоприятной для России конъюнктуре на мировых рынках энергоносителей и бюджетному финансированию, «подмороженные» с советских времен «стройки века» начали оживать, и вскоре замкнулась Кольцевая автодорога, заработал Главный канализационный коллектор, поэтому возможности освоения новых жилых территорий расширились.

Правда, в 2009 году случился сбой: очередной кризис потребительского спроса заставил застройщиков переключиться на самые востребованные покупателями малогабаритные и сверхмалогабаритные квартиры. Поэтому вместо уютной малоэтажки на уже подготовленных к тому моменту периферийных территориях начал формироваться пояс высокоплотной городской застройки. На смену нерациональным с точки зрения использования земли разновысотным жилым зданиям пришли многоподъездные высотки, порой окружающие новые микрорайоны подобно крепостным стенам. А отказ от заданного в советский период шага поперечных стен сыграл злую шутку с квартирографией: появилась возможность вместо просторной однокомнатной квартиры 50 кв. м «воткнуть» в поэтажный план две «половинки» – студии 24-27 кв. м.

Но есть и другие тенденции. Например, ужесточающиеся требования к энергосбережению вывели из моды еще недавно столь популярные большие поверхности остекления (к тому же обнаружилось, что в условиях пыльного мегаполиса их приходится часто мыть и обслуживание оказывается слишком накладным).

С 2009 года в жилых комплексах, расположенных на городской периферии, растет доля малогабаритных одно- и двухкомнатных квартир, а также сверхмалогабаритных студийГлавные сегодняшние проблемы укрупненных жилых микрорайонов «закадья» – переуплотненная застройка

Практика строительства укрупненных жилых микрорайонов обозначила новые территории массовой жилой застройки. В прежние годы основным «поставщиком» квадратных метров нового жилья был Приморский район Санкт-Петербурга. Согласно статистике Комитета по строительству, в 2012 году тройка лидеров была представлена Выборгским (279 517,4 кв. м), Невским (163 150,7 кв. м) и Московским (155 683,5 кв. м) районами. А в 2013-м на первое место со значительным отрывом только благодаря новым жилмассивам в Шушарах вырвался тихий и спокойный Пушкинский, в котором в общей сложности ввели в эксплуатацию 555 143,4 кв. м (39 домов на 9414 квартир). На втором месте – Невский, где введено в эксплуатацию 404 299,6 кв. м жилья (15 домов на 7204 квартиры).

За скупыми цифрами статистики скрывается симптом дальнейшего уплотнения периферийной застройки: поделив объемы сдачи в метрах на количество квартир, мы также можем отметить, что средняя площадь введенной в эксплуатацию квартиры для этих районов составляет 59,0 и 56,1 кв. м. А это меньше среднегородских показателей.

Следует иметь в виду, что дома со сдачей в 2012-2013 годах – это объекты, которые начинали проектироваться и предлагаться к реализации несколькими годами ранее, когда конъюнктура спроса отличалась от сегодняшней. Тем не менее кризисы кризисами, а стройка по расписанию. Мегаполис востребует жилье разных типов, классов и габаритов, однако из-за того, что вектор спроса постоянно меняется (в прошлом десятилетии были популярны просторные квартиры, в нашем – малогабаритные), насыщение разных его сегментов происходит рывками и скачками.

Из сказанного становится понятным, что, когда на вторичный рынок жилья выйдут проекты образца 2013-2014 годов (а в наше время многие новостройки под завязку комплектуются «малогабаритками»), картина уплотнения может оказаться еще более очевидной. На городских окраинах растет третье поколение жилых домов рыночного периода.

Динамика объемов сдачи и изменение параметров квартир в Петербурге

Год

Кв. м

Кол-во квартир

Средняя площадь квартиры, кв. м

2003

1 048 489

14 697

71,3

2004

1 863 938

22 342

83,4

2005

2 125 084

32 363

65,7

2006

2 240 018

33 031

67,8

2007

2 404 786

36 755

65,4

2008

2 952 793

46 711

63,2

2009

2 284 251

36 756

62,1

2010

2 512 677

42 054

59,7

2011

2 601 946

44 229

58,8

2012

2 576 529

41 758

61,7

2013

2 583 513

42 528

60,7

Источник: Комитет по строительству Администрации Санкт-Петербурга
 

Текст: Филипп Урбан    Фото: Алексей Александронок