В прошлом мастер-классе мы говорили о том, как организовать фотосессию в типовой городской квартире для объявления о продаже и аренде: снимать здесь приходится в сложных условиях освещенности и на ограниченном пространстве. Теперь переместимся за город и будем учиться делать качественные снимки на свежем воздухе. Здесь нас подстерегают трудности другого рода. Освещенности в избытке, пространства хоть отбавляй, но как поместить в кадр весь объект?

И коль скоро речь у нас зашла о фотографировании объектов загородной недвижимости, не следует воспринимать это как архитектурную съемку. Пользователи, изучающие каталоги объявлений о продаже домов и участков, не оценят ваших стараний. Вам надо показать им, как выглядит объект, причем со стандартных ракурсов и в реальном масштабе.

Объект в кадре: выбор точки

Итак, у любого объявления должен быть главный снимок. Объект, который на нем представлен, будь то скромная дачка или усадьба, желательно поместить в кадр целиком. Для этого при съемке нам придется отходить от него на значительное расстояние. Это легко сделать, если дом стоит в поле. Но на территории садоводческого массива или в коттеджном поселке такой возможности может не оказаться.

Поскольку участки у нас, как правило, небольшие, да и дома располагают близко к заборам, то фотографу, выбирающему точку съемки, развернуться негде, а при попытке отойти в кадр «полезут» горы мусора, оставленного после расчистки участка, остатки стройматериалов, ветки деревьев и кустарников, углы соседских построек. В результате, пытаясь поместить объект в кадр, человек с фотокамерой упирается спиной в кустарник, стену другой постройки или ограждение, опускается на корточки и отодвигает объект посредством зума камеры.

Результат такой съемки – искаженная перспектива: садовый домик со сходящимися к верхней точке углами, угрожающе нависающий над зрителем (фото 1). Действительно, нижняя точка придает зданию монументальность. Но это не тот эффект, которого мы добиваемся.

Фото 1. Для того чтобы поместить объект в кадр целиком, начинающие фотографы часто выбирают низкую точку съемки. Получается, прямо скажем, не совсем то, что надоФото 2. Снимок с привычного ракурса, «от пуза» выглядит скучно. К тому же, широкоугольная оптика искажает изображение

Как правильно? Пробуем сделать снимок с высоты человеческого роста. Уже лучше. При таком ракурсе объект приобретает «документальный» вид, но смотрится скучновато (фото 2). Совсем другое дело, когда камера находится хотя бы на метр-другой выше уровня глаз стоящего на земле человека. В этом случае мы можем приподняться над забором и снимать из-за него. Но самое главное, что при съемке с верхней точки можно легко варьировать количество «неба» и «земли» в кадре (фото 3).

Несколько слов о линии горизонта на фото. При стандартном ракурсе она должна находиться в нижней трети снимка. Чтобы «приземлить» сооружение и показать его массивность, нужно расположить горизонт выше этой отметки. Линия горизонта на уровне пятой или шестой нижней части снимка выгодно подчеркнет особенности высокого «стройного» здания. Хотя вряд ли такой ракурс уместен при съемке дачного домика.

Фото 3. Используя кучу щебня перед домом, поднимаем точку съемки на метр-полтора. Уже лучше

Чтобы приподняться над видом объекта, используйте любые доступные средства, которые есть в хозяйстве: лестницу-стремянку, гору щебня, перевернутую бочку, табуретку. Можно также снимать из окон и с балконов соседних строений. Если соседское окно не слишком чистое и не открывается, поднесите камеру вплотную к стеклу, чтобы объектив «не увидел» разводов, бликов, грязи.

Выбираем время съемки, ориентируемся по погоде

Оптимальное время съемки – с 10 до 12 и с 16 до 18 часов. Лучшая погода – легкая облачность с просветами в небе, когда нет резких теней. А если солнце находится за спиной фотографа (но не светит ему прямо в затылок, а чуть смещено), то все это вместе – идеальная съемочная площадка.

Но не всегда есть возможность выбрать время и подгадать с погодой. При ярком солнечном свете нужно следить, чтобы в кадре не было черных теневых зон.

Что делать, если солнце за объектом? Минимизируйте количество неба в кадре и старайтесь отрабатывать экспозицию по фасаду. Как это делается? Если снимаете в автоматическом режиме, наведите видоискатель на объект и нажмите кнопку затвора наполовину, чтобы камера поймала объект. После этого произведите кадрирование и съемку, дожав кнопку. В пасмурную погоду имеет смысл использовать штатив и также стараться, чтобы в кадре было как можно меньше свинцово-серого неба.

Сделать выразительный снимок можно и в сумерках. Для этого нужно включить фонари на участке и зажечь свет в комнатах: дом будет производить впечатление уютного и обжитого. Снимать в этом случае придется со штатива, и ни в коем случае не следует пользоваться встроенной вспышкой (появятся белые пятна на снимке фасада). Чтобы свет из окон и от фонарей не бил в объектив, поэкспериментируйте, включая и выключая разные источники освещения.

Разумеется, не забывайте после каждой серии снимков контролировать резкость и контрастность полученных изображений на ЖК-дисплее камеры. Ведь обидно будет, вернувшись со съемки и разглядывая ее результаты на мониторе компьютера, обнаружить, что все они нерезкие. А ведь следующий удачный момент для фотосессии может выдаться нескоро.

Разные планы – общий сюжет

Одного снимка, чтобы рассказать об объекте недвижимости, явно недостаточно. Создавая фотопрезентацию, придется сфотографировать баню, сад, хозяйственные постройки, участок и его окружение. Не все, сделанные в рамках фотосессии снимки, вы опубликуете, но некоторые из них сможете выслать агентам или потенциальным покупателям по запросу. Для такой подборки нужны снимки общих, средних и крупных планов.

Фото 4. Мы хотели показать расположение объектов относительно друг друга, но в кадре они «слиплись»Фото 5. Делая снимок среднего плана, показывающий расположение объектов, старайтесь, чтобы между ними был воздух

Общий план показывает нам сам объект и его привязку к местности. Что есть на участке? Сарай, гриль-домик, баня?.. Правильный снимок общего плана – это тот, который привязывает объекты к участку, и на нем есть часть основного строения (оно занимает задний план или примерно треть снимка) и та же баня или беседка. Но пытаясь совместить разноплановые объекты в кадре, не забывайте, что между ними должен быть «воздух» (фото 4 и фото 5). И не старайтесь взять в кадр сразу все – в формате фотообъявления детали будет не разглядеть.

Чередуя средние, общие и крупные планы, старайтесь, чтобы одни и те же объекты в разных ракурсах присутствовали на всех снимках. Наличие таких контрольных точек связывает подборку в единый сюжет и дает зрителю возможность понять, что речь идет все о том же доме. Но сюжет этот необходимо продумывать, и он должен «вести» зрителя за собой.

Приведем пример: снимок с фрагментом тропинки, показывающий расположение постройки по отношению к въезду на участок, получается более информативным, чем снимок, где присутствует та же постройка, но на фоне неухоженного участка (фото 6 и 7).

В фокусе – участок

Что делать, если участок не слишком обустроен и кажется вам нефотогеничным? Снимки углов, поросших клочьями кустарника, мало о чем расскажут зрителю. Старайтесь, чтобы в кадре были детали, позволяющие оценить масштабы: выразительный валун, отдельно стоящее дерево, ворота и мост через канаву…

Фото 6. Снимок с непродуманной композицией выглядит неинформативнымФото 7. Театр начинается с вешалки, а загородное домовладение – от въезда на участок

Есть ли смысл поставить на участок автомобиль, чтобы показать, что по территории можно проехать? Почему бы и нет? Но так, чтобы машина не оказалась центральной частью композиции.

Когда мы писали о фотосессии в городской квартире, то упоминали, что главное здесь правило – порядок на съемочной площадке. Но наведение порядка в комнате (убрать лишние предметы из кадра и вытереть пыль) занимает считанные минуты. За городом – в особенности, когда дом в процессе строительства или ремонта – все намного сложнее. Здесь ограничиться одним субботником не удастся. И не надо. Уберите из кадра ведра, лопаты, полиэтиленовые мешки, спрячьте разбросанные упаковки от завезенных стройматериалов – словом, все то, что в кадре устойчиво ассоциируется с бытовой неустроенностью.

Смартфон в помощь

Можно ли сделать качественный снимок, используя камеру смартфона? В прошлом мастер-классе, когда речь шла об интерьерах, мы были категорически против: вряд ли можно рассчитывать, что в условиях дефицита света и перенасыщенности деталями миниатюрная оптика выдаст изображения приемлемого качества.

Тем не менее для смартфонов на платформах iOS и Android разработаны утилиты, позволяющие создавать снимки, тотчас «склеивая» их в панорамы. Главная ценность такого изобразительного материала в том, что он информативен, позволяет взглянуть на объект целиком и оценить его масштабы. Поэтому панорамные снимки находят все более широкое распространение в презентационных материалах, посвященных продаже недвижимости.

Фото 8. Неудачный пример панорамного снимка: перед выездом на съемку мы плохо потренировались

Тем, кто решит попрактиковаться в панорамной съемке в рамках загородной фотосессии, дадим два совета. Во-первых, заранее потренируйтесь правильно «вести» панораму (иначе получится такая картинка, как на (фото 8). Во-вторых, производите съемку с высокой точки и держите в фокусе землю. В этом случае даже неухоженный после зимы участок с жухлой прошлогодней травой будет смотреться просторным и выразительным (фото 9).

Фото 9. Панорамный снимок создает эффект присутствия в кадре и позволяет оценить реальные размеры объекта. Кадр можно обрезать под любой формат объявления

К сожалению, далеко не все ресурсы фотообъявлений дают возможность публикации панорамных снимков. Но отформатировать подобный снимок для объявления, причем без потери композиции, – это уже дело техники.

Фото по сезону

И последнее. Поздняя весна, когда объект просвечивает через прозрачную зелень, – идеальный период для загородной фотосессии. Однако снимать приходится в любое время года. Но важно помнить, что для каталогов фотообъявлений недвижимости (и в печатных, и в электронных) есть негласное правило: зимой желательно публиковать зимние фото, а летом – летние. А еще лучше, когда весной – весенние, а осенью – осенние. Казалось бы, какая разница?

Снимайте панорамы с высокой точки: у вас появится возможность варьировать количество «неба» и «земли» в кадре

Дело здесь вот в чем. Как вы считаете, о чем подумает человек, рассматривающий объявления в мае и увидевший домик, заботливо украшенный к Рождеству, или буйство красок золотой осени? О том, какой уютный и праздничный у вас коттедж? А вот и нет. Большинство пользователей фотокаталога просто-напросто решит, что предложение не совсем «свежее», а дом продается давно и безуспешно.

Но если в портфолио есть виды объекта и его окрестностей в разные периоды года, вы можете включить их в подборку (но ни в коем случае не в качестве основного снимка): пусть потенциальные владельцы, примеряющие объект на себя, полюбуются и оценят.

Текст: Филипп Урбан    Фото: Алексей Александронок