В этом еще раз убеждаешься, наблюдая за тем, как чиновники Минэкономразвития «медленно, но неуклонно» совершенствуют действующее в стране земельное законодательство.

Вот уж действительно сизифов труд: бесконечно, по каждому конкретному случаю «урегулирования» вопросов земельной реформы, переписывать один и тот же злосчастный Земельный кодекс, который потому и называется «кодексом», что должен быть составлен всерьез и надолго. Но что делать, если урегулировать вопросы в «едином пакете» не получается, а реформа требует.

Критики недавно утвержденного законопроекта, уточняющего условия и порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, отметили как нонсенс странную новеллу. Прописанное в статье 36 Земельного кодекса как «исключительное» право собственников зданий, строений, сооружений на приватизацию или приобретение в аренду земельных участков отныне сопровождается уточняющей оговоркой: «если иное не установлено федеральными законами».

Если понимать это «иное» буквально, то получается, что в будущем не исключается передача этих участков третьим лицам. Перспектива, мягко скажем, не самая радужная. Однако есть вероятность, что дело обстоит куда проще. Для законодателя данная формула – всего лишь шаблон: узаконенная возможность в будущем «по случаю» вернуться к этой теме еще раз. Не случайно в тексте закона она используется не единожды. К тому же сегодня в России земельные законы пишутся не только для землепользователей, а еще и для тех, кто этой землей реально распоряжается – самих чиновников.

Текст: Вячеслав Костров