– Людмила Андреевна, депутаты приняли в первом чтении законопроект о новом, упрощенном, порядке предоставления земли многодетным семьям под дачи и ИЖС. В целом по стране этот процесс идет ни шатко ни валко. Как вы оцениваете ситуацию в Петербурге?
– Те или иные проблемы с выделением бесплатных наделов многодетным есть у всех без исключения субъектов РФ. Другое дело, что регионы не стоит равнять под одну гребенку. Так, например, у Вологодской и Ленинградской областей имеется большой запас земли. А у Петербурга и Москвы наделов под ИЖС и дачи практически не осталось. В этом плане наши города можно назвать особыми субъектами РФ. Для нас выход – только договариваться с соседями о помощи в предоставлении участков.
Пока что, на первый взгляд, столица лучше справляется с этой задачей: московские власти ежегодно предоставляют многодетным семьям вдвое больше наделов, чем петербургские. Но не все так просто: в Москве сейчас проживает свыше десяти миллионов человек, а в Петербурге – чуть более пяти миллионов. В других регионах Северо-Западного федерального округа (СЗФО), с которыми, на мой взгляд, наиболее корректно нас сравнивать, лучше налажена помощь многодетным семьям в части строительства жилья на уже выделенных наделах. Например, в Петрозаводске за счет городского бюджета льготникам предоставляют стройматериалы, во многих регионах выделяют средства на возведение фундамента. По существу, Петербург – это единственный субъект в СЗФО, где нет подобных мер поддержки. И такие поправки или отдельные законы нужно готовить. Выходом могло бы стать, по аналогии с городской программой «Молодежи – доступное жилье», предоставление многодетным семьям беспроцентных займов на строительство домов. В конце 2011 года губернатор Петербурга Георгий Полтавченко пообещал разработать меры социальной поддержки малообеспеченных многодетных семей, готовых строить жилье на бесплатных участках. Но этого до сих пор не произошло.
– Сейчас в очереди на получение бесплатных соток состоят более 18 тысяч семей. Петербургские чиновники обещали, что город обеспечит эти земли инфраструктурой. Какова цена вопроса?
– Давайте возьмем для примера участки в поселке Лебяжьем Ломоносовского района. Петербургское правительство и власти Ленобласти уже подписали соглашение о безвозмездной передаче около 300 наделов на этой территории. Строительство инфраструктуры для одного участка здесь потянет на 1 млн руб. При этом в бюджете Петербурга на текущий год на эти цели заложено 111 млн руб. Таким образом, для того чтобы обеспечить инфраструктурой одни лишь наделы в Лебяжьем, необходимо еще чуть менее 200 млн руб. Где взять дополнительные средства, пока непонятно. В Лебяжьем хотя бы есть главное – дороги. А если предположить, что они не проложены, то затраты на инфраструктуру для одного участка могут вырасти и до 3 млн руб.
Если честно, я даже боюсь представить себе, в какие деньги обойдутся городу в последующие годы расходы на инженерные сети и дороги для таких наделов.
– Новым законопроектом сейчас не предусмотрен механизм монетизации льгот для многодетных семей. При этом в Смольном такую инициативу считают вполне разумной. Будет ли ваша комиссия готовить соответствующие поправки?
– Да. Мы уже приняли решение о создании совместной рабочей группы с представителями Комитета по земельным ресурсам и землеустройству (КЗРиЗ). Предполагается, что на разработку соответствующего механизма потребуется около полугода. И чиновники, и депутаты прекрасно понимают, что без монетизации льготы не обойтись. Так, в прошлом году многодетным семьям было предоставлено всего лишь 350 наделов. В 2014-2015 годах землю смогут получить еще полторы тысячи человек. Даже если сбудутся самые оптимистичные прогнозы чиновников и гражданам начнут выделять с 2016 года по три-четыре тысячи наделов, то все равно для того, чтобы обеспечить землей всех стоящих сейчас на очереди льготников, потребуется десятилетие. При этом с каждым годом очередь будет расти – на две-три тысячи семей. И по моим прогнозам, уже к концу 2014 года достигнет 20 тысяч семей.
Но надо также понимать и то, что прямая монетизация льготы в данном случае невозможна по действующему федеральному законодательству. Это значит, что город не имеет право раздавать гражданам на руки деньги в обмен на отказ от права на бесплатный участок.
– Как же тогда многодетные семьи смогут воспользоваться новым механизмом и каким может быть размер компенсации?
– Сейчас в Ленинградской области, в 50-километровой зоне от границ Петербурга, есть очень много земельных участков на продажу. Предполагается, что многодетные семьи смогут самостоятельно подыскивать себе вариант, выбрав на рынке то, что им действительно нравится. А затем город предоставит часть средств на покупку, но опять же под те или иные гарантии, что сделка по покупке участка будет совершена. Этот вопрос еще предстоит очень хорошо проработать юристам.
Поскольку, как я уже упоминала, затраты бюджета Петербурга на инфраструктурную подготовку одного участка составят как минимум 1 млн руб., то и размер компенсации для граждан должен быть не меньше этой суммы. Подчеркну, что ни на какие другие цели, кроме покупки земли, средства потратить будет нельзя.
– Еще один закон, над которым работала ваша комиссия, – об обманутых дольщиках. Какие изменения вы считаете необходимым в него внести, чтобы Петербург смог справиться с проблемой, которую чиновники не могут решить уже 15 лет?
– По последним утвержденным депутатами в первом чтении поправкам, в городской перечень обманутых участников долевого строительства теперь попадут те, кто заключил договор с застройщиком или инвесторами до 1 апреля 2005 года, то есть до вступления в силу 214-ФЗ. Однако реально этот федеральный документ заработал только в 2010 году. Поэтому прогресса в решении проблемы обманутых дольщиков можно достичь только в том случае, если из законопроекта будет полностью убрана эта дата – 1 апреля 2005 года. Мы подготовили соответствующие поправки ко второму чтению законопроекта. Но Комитет по строительству Смольного не одобрил нашу инициативу. Чиновники утверждают, что если убрать «апрельский дедлайн», то они не смогут подсчитать число пострадавших. А значит, никто не будет способен оценить необходимые затраты бюджета на помощь обманутым дольщикам. И пока мы вынуждены отказаться от своего предложения.
Отчасти Смольный можно понять. Если все бюджетные средства направить на помощь дольщикам, то без должного финансирования останется строительство новых детских садов, школ, дорог и т. д. Поэтому мы пока ограничились тем, что изменили некоторые формулировки в документе: теперь помощь получат и пострадавшие на проблемных объектах, разрешение на строительство которых было выдано до 1 апреля 2005 года. Это позволит устранить несправедливость в отношении, например, дольщиков ЖК «Охта-модерн».
Еще одно нововведение касается уточнения размеров денежных выплат из городского бюджета на аренду временного жилья для вновь выявленных обманутых дольщиков. Раньше предполагалось, что для семьи из одного-двух человек компенсация составит 5,6 тыс. руб., из трех-четырех человек – 7 тыс. руб., семьи из пяти человек и более – 8,4 тыс. руб. ежемесячно. Теперь размер компенсации решено сделать единым. Она составит 7 тыс. руб. для гражданина, признанного пострадавшим.
Конечно, мы понимаем, что в итоге поправки, которые предстоит рассмотреть депутатам, вышли косметическими. Но я уверена, что городской закон об обманутых дольщиках мы будем корректировать еще не раз и не два. И когда-нибудь сумеем настоять на отмене «апрельского дедлайна». Так что работы предстоит много.