– Предыдущий 2006 год был признан самым успешным в инвестиционном отношении для Петербурга. Сегодня можно подвести итоги первого полугодия 2007-го?
– Как вице-губернатору мне подведомственны такие сферы, как промышленность и инновации. Конечно же, лучше всего я ориентируюсь в этих направлениях. И в России, и за рубежом сейчас идет процесс изучения наших рынков. Бизнес присматривается к Петербургу. Интерес инвесторов к самым разным отраслям экономики нашего города не угасает, а, напротив, растет с каждым днем. По-прежнему мы очень активно взаимодействуем с компаниями, работающими на рынке информационных технологий. Я думаю, что в ближайшие несколько месяцев мы объявим сразу о нескольких крупных проектах в данном сегменте, причем проектах прорывного характера. В целом, если говорить о привлечении инвестиций в город, в будущее мы смотрим оптимистично.
Хотя по-прежнему для нас остается очень важным вопрос структуры петербургской экономики. Хочется, чтобы та тенденция, которая наметилась в последнее время – повышение производительности труда, снижение удельных затрат энергии и сырья, повышение эффективности использования земли, – сохранялась и усиливалась. Я так перевожу эту мысль на простой житейский язык: каждый работающий в Петербурге должен хорошо заработать для себя, для своей семьи и для городского бюджета.
– В настоящее время в Петербург приходят в основном частные инвесторы. Крупные паевые, пенсионные фонды пока, мягко говоря, не штурмуют петербургский рынок. Почему? И есть ли перспектива прихода в город более «фондовых» игроков?
– Во всем мире, когда создается какое-то предприятие, туда никогда первыми не приходят портфельные инвесторы. Первыми приходят «стратеги», которые знают, как построить тот или иной завод. Только потом, когда предприятие запускается, когда сформированы денежные потоки, когда становятся понятными уровень рентабельности и перспективы развития, приходят портфельные инвесторы.
Что касается рынка недвижимости, то так называемые порт-фельные инвесторы уже активно скупают существующие в Петербурге объекты. Причем это и жилая недвижимость, и коммерческая – торговая, офисная, индустриальная.
Еще отмечу, что для нашего города наиболее интересны и важны прямые инвестиции, которые вкладываются в основные средства.
– Вы можете подтвердить или опровергнуть информацию о переговорах Правительства Петербурга еще с одним мировым автогигантом?
– Три автогиганта уже приняли правильное, на мой взгляд, решение разместить свое производство в Петербурге. Но еще несколько мировых автомобильных марок осталось… Все может быть.
– В сентябре в Петербурге пройдет международная выставка и международный форум Pro Estate. Чего вы ожидаете от мероприятий, все чаще проводимых в нашем городе, и от этого проекта конкретно?
– Я хорошо знаю о предстоящей выставке Pro Estate. Наши коллеги работают над этим проектом. Есть несколько аспектов, которые являются очень важными при проведении таких мероприятий.
Первое. Подобные мероприятия, безусловно, способствуют усилению позиций Петербурга как крупного делового центра России. Это позволяет напрямую зарабатывать гостиницам, ресторанам, культурным заведениям, тем, кто катает гостей города на лодочках по рекам и каналам Северной столицы, и так далее, что немаловажно. Но главное, на мой взгляд, то, что для многих участников таких мероприятий их приезд становится первым посещением Петербурга. Поэтому для нас важно, чтобы первое впечатление о городе было адекватным, чтобы участники различных экономических выставок и форумов, проходящих в Петербурге, понимали, что здесь все работают и зарабатывают деньги.
И второе. С каждым таким мероприятием мы приобретаем все больше и больше опыта. Мы овладеваем современными технологиями их проведения. Мы учимся.
– У Петербурга есть своя ниша в сфере проведения крупнейших международных экономических встреч?
– Наверное, было бы излишне оптимистично надеяться уже сейчас занять нишу глобального игрока. Нам нужно научиться использовать свои особенности, предлагать свои проекты. Я всего один раз был на международной выставке MIPIM, но очень много времени провел у стендов Лондона и Парижа. Нам, конечно, далеко еще до этих городов. Они предлагают совершенно конкретные вещи: вот квартал, вот проект планировки, вот это уже построено, а вот здесь будет строиться то-то и то-то. Так что наши выставки должны быть как можно более прагматичными. Этому нам еще учиться и учиться. Выставки, проходящие в Петербурге, должны быть не выставками достижений народного хозяйства, а выставками проектов и предложений.
– Как обстоят дела с перебазированием промышленных предприятий из центральной части Петербурга на окраины города и за город?
– Мы – сторонники эволюционного пути решения данной проблемы. Поэтому тем предприятиям, которые желают поменять свою дислокацию, мы помогаем. Но насильно «переезжать» никого не заставляем. Я много раз рассказывал об экономической модели, основанной на кадастровой стоимости земли, на арендных платежах. Очевидно, что аренда участков в центре города дороже. Понятно, сколько можно заработать, используя городскую землю иным образом, нежели под промышленное предприятие. Для тех, кто хочет продолжить свою производственную деятельность, мы подбираем приемлемые участки.
– Как вы оцениваете проекты нового аэропорта Пулково, которые приняли участие в недавнем архитектурном конкурсе?
– Мне кажется, что для аэропорта самое главное все-таки – его функциональность. Проект может быть не столь уникален и привлекателен на вид, но – с потребительской точки зрения – более комфортен и удобен.
– Во многих крупных городах, которые являются мировыми деловыми центрами, со временем складывается так называемый City. В Петербурге его нет. Где бы мог сформироваться деловой центр нашего города, претендующего в последние годы на звание одного из крупнейших деловых центров мира?
– Петербург невозможно представить себе моноцентричным городом. На протяжении всей своей истории он складывался как полицентричный. И я уверен, что такой Северная столица и останется. Возьму на себя смелость назвать те территории, которые в недалеком будущем станут центрами деловой жизни Петербурга. Это, безусловно, намывные территории Васильевского острова, район Обводного канала – территории Шкапина-Розенштейна и Митрофаньевского шоссе. А единого City как такового, уверен, не будет. И в этом еще одна особенность нашего уникального города, которому и в вопросах бизнеса необходимо не терять, а, наоборот, культивировать свою уникальность.
ДОСЬЕ «ДН» Михаил Эдуардович Осеевский
Родился в 1960 году в Ленинграде. В 1983-м окончил Ленин-
|