Кухня в советской квартире всегда была не просто местом, где готовили еду. Прежде всего – это место встречи членов семьи, приема друзей и откровенных разговоров. В квартире европейской планировки кухни может не быть вообще (часто ее заменяет уголок кухонной мебели с вытяжкой в гостиной). Зато у нас, в России, кухня – почти всегда обособленное помещение, пусть и крошечное.
Сакральное отношение к кухне как главному месту в квартире считается пережитком коммунального прошлого, но сохраняется и по сей день. Данные регулярных опросов на выставках «Жилищный проект» показывают: более просторная кухня как минимум в половине случаев оказывается решающим фактором при выборе жилья.
Эволюция домашнего очага
Впрочем, обо всем по порядку. В классических доходных домах старого фонда кухни были просторными. Рядом обычно располагался черный ход, чтобы кухарка могла принести продукты с рынка, а дворник – дрова для массивной кухонной печи с плитой. В период революционного авангарда готовить дома стало немодным, к услугам пролетариата были фабрики-кухни, заводские и общественные столовые. Поэтому в домах с отдельными квартирами кухни стали делать миниатюрными – три-четыре квадратных метра, чтобы только поместить в них буфет с чашками да тумбочку с примусом.
|
В послевоенный период началась череда капремонтов: просторные квартиры старого фонда стали делить на отдельные и коммунальные квартиры «гребенчатых» планировок (гребенками риэлторы называют квартиры с окнами на одну сторону). Квартирография изменилась. Например, с парадного входа в старинном доме оказывалась просторная коммуналка, некоторые комнаты в которой могли быть настоящими залами. А отдельные «однушки» или «двушки» в свою очередь чаще всего вырисовывались близ черного хода. При таком «раскрое» дореволюционных апартаментов просторные проходные кухни (например, такие, что на два окна) сокращали, выгораживая прихожие, санузлы и комнатенки-вагоны.
Газификация (ее начало также пришлось на восстановительный послевоенный период) ввела в обиход еще одну планировочную особенность – окошко между ванной и кухней. Оно предусматривалось не для дневного освещения санузла, а чтобы принять на себя взрывную волну в случае детонации газа в газовой колонке.
В послевоенных сталинских домах прямо в кухнях нередко располагался и люк мусоропровода. И вот ведь что примечательно: крохотные кухни (4-6 кв. м) часто проектировали в «номенклатурных» домах, где обедать предполагалось в просторной семейной гостиной или столовой. Зато типовые двух-, трех- или четырехкомнатные квартиры, для которых предусматривалось временное коммунальное заселение, комплектовали более просторными кухнями (7-11 кв. м).
Самый минимум
В хрущевский период все параметры жилья подверглись жесткому нормированию. Кухни стали миниатюрными и одинаковыми. В панельных серийных домах, которые проектировались с 1956 по 1963 год, коммунальное заселение не предусматривалось. Поэтому иногда проектировали кухни от 4,5 кв. м с проходом через общую комнату. Такое решение применено в панельных хрущевках серии ГИ (обособленные кухни в них, как правило, – продукт более поздних перепланировок). В середине 1960-х годов появились нормативы, увеличившие кухонный минимум до 6 кв. м и не допускавшие организации прохода через общую комнату. Но дома по устаревшим нормам продолжали строить до начала 1970-х.
В панельных хрущевках разных модификаций серии 1-ЛГ507 площади кухонь составляют 5,5-6,2 кв. м, в домах серии ОД – 6,7 кв. м, а в серии 1-ЛГ502В – 7,2 кв. м. Те же самые нормативы легли и в основу проектирования ранних девятиэтажных брежневок. В первых домах 602-й серии площади кухонь – 7,1-7,3 кв. м, а в самой котирующейся на сегодняшнем рынке жилья брежневке 606-й серии – они от 5,8 до 9,3 кв. м.
Следующее поколение типовых панельных домов – так называемые корабли серии 1-ЛГ600. Здесь все просто: кухни в них – стандартные, около 6,3 кв. м. Исключение – «кооперативная» модификация 1-ЛГ600А/70, в которой они увеличены до 10,5 кв. м (таких «кораблей» немного, узнать их можно по выступающим центральным частям блок-секций). Особенности «корабельных» кухонь – правильная, почти квадратная, форма, а также окошко с подоконником на уровне груди. Такое решение призвано способствовать более рациональному использованию пространства. Под окном можно поставить и стол, и даже раскладной диван, отчего «корабельная» кухня станет похожей на кают-компанию.
Но если в панельных домах планировочные отступления – редкость, то в серийных кирпичных домах они встречаются сплошь и рядом. При привязке проектов к местности (чаще всего речь идет о домах ЖСК) внутриквартирные перегородки порой слегка «подвигали», поэтому в разных подъездах одного и того же дома могут быть разные по площади кухни.
Борьба за площади
Появление в середине 1970-х годов панельных домов четвертого поколения ознаменовалось изменением стандартного планировочного модуля. Если в хрущевках и брежневках стандартный шаг поперечных стен составлял 2,6 и 3,2 м (оттого кухни тесные, а комнаты – вытянутые), а в кораблях – 3 и 3,3, то в домах 137-й серии – уже 3,6 м. Так, в 137-й серии (в зависимости от модификации) кухни могут быть от 7,5 до 14 кв. м. А основное принципиальное отличие домов серии 504Д2 от предшественников серии 504Д – кухни 13 кв. м (то есть они почти в два раза больше).
В базовой модификации домов серии 600.11 (а эта серия – прямой наследник упомянутого «корабля») их площадь составляет – 8,3 кв. м, в улучшенной «кооперативной» версии – 10,5 кв. м. Одна из кухонных «фишек» шестисотой серии – Г-образные окна с форточками, которые также служили цели оптимизации полезной площади.
Еще одним новшеством того периода стало появление кухонных электроплит. Однако в типовых, а также нетиповых домах советского периода почти нет кухонь с балконами.
Начало рыночного периода в жилищном строительстве выявил покупательский интерес к просторным кухням-холлам, кухням-гостиным, а также кухням с лоджиями. В результате даже в панельных домах эти помещения «подросли» до 12-14 кв. м, в монолитных – до 17 кв. м.
Кризис 2009 года вновь обозначил повышенный спрос на компактное жилье, а «евродвушки» и «евротрешки», в которых кухни совмещены с гостиными и по площадям переросли спальни, на массовом квартирном рынке были встречены прохладно.
Куда теряются «квадраты»?
Если при выборе квартиры кухня является для вас главным местом, следует обращать внимание не только на ее площадь, но также на пропорции, объем и конструктивные особенности. Так, размещение в «хрущевской» или «брежневской» кухоньке полной линейки бытовой техники – задача почти неразрешимая (ключевое слово – «почти»: в свое время мы уже писали о том, как ее можно решить). Основная проблема здесь не в габаритах (в «корабле» при той же площади вариантов расположения мебели гораздо больше), а в том, что и без того ограниченное пространство может «съедаться» выступающими деталями.
Куда теряются и без того дефицитные площадь и кубатура советских кухонь? Во-первых, их серьезно крадет стояк газоснабжения с расположенным на нем счетчиком: его никуда не убрать и не получится спрятать за плитой или посудомоечной машиной. Во-вторых, в некоторых домах – например, в «панельках» с так называемой шатровой конструкцией перекрытий – вдоль стен, под потолком, могут идти балки. То есть при стандартной высоте помещения 2,5 м реальная высота расположения навесных шкафчиков здесь будет ограничена потолком в 2,30-2,35 м, и расположить полноразмерный стандартный корпус (90 см по высоте) над газовой плитой не получится. Компромиссный вариант – вырезы в верхней части шкафа: балка окажется внутри, но полезный объем пострадает.
Третий момент. Вы можете наслаждаться выбором бытовой техники в интернет-магазинах, пока не поймете, что подавляющее большинство представленных в них изделий – полноразмерные, предназначенные для европейских квартир со стандартным планировочным модулем 60 см, но не для российских хрущевок. Это холодильники, плиты, варочные панели и встроенные духовки с установочными габаритами 60×60 см. Если вы желаете использовать пространство по максимуму, то обнаружите, что техника шириной 45 см обойдется дороже, да и выбор будет весьма ограниченным.
То же касается и корпусной мебели. Действительно, в продаже представлено немало привлекательных по цене образцов, составленных из стандартных секций 60 и 80 см. Но квартироведение не является точной наукой, поэтому стенки, вдоль которых придется размещать это хозяйство, скорее всего, будут не ровно 2,4 или 1,8 м, а, к примеру, 2,07 или 1,76 м. Поэтому вместо покупки стандартных секций придется думать о корпусах и фасадах на заказ, что выйдет раза в два дороже распродажного образца в салоне.
Есть и еще одна коварная деталь, требующая внимания. И в старых панельных, и в относительно современных монолитных домах встречаются стены и перегородки, установленные с перекосами, причем нередко – до 4-6 см. То есть может получиться, что стандартный набор мебели точно вписывается «по полу», но не помещается «по потолку». Далее, даже если жалко пилить новую мебель, чтобы пропустить через нее гофры воздуховодов, этого не избежать. Вытяжная вентиляция в современной кухне – вещь необходимая.
Освежить атмосферу
Впрочем, вернемся на пару шагов назад. После покупки квартиры «секонд хенд» вы, вероятно, займетесь ремонтом кухни. В домах первых поколений (до «новой панели» с электроплитами), скорее всего, придется полностью менять и электропроводку, и трубы водоснабжения. Эти расходы необходимо планировать заранее.
Кроме того, в старом фонде, а также в «хрущевской» или «брежневской» кухне, где напольное покрытие (ламинат или линолеум) положено на «слоеный пирог» досок, лаг, песка и строительного мусора, модернизацию желательно начинать с полной переборки пола. Ведь именно «начинка» этого «пирога» (который предыдущие поколения жильцов щедро орошали, проливая на пол разные жидкости – от моющих средств до вчерашних супов) является главной причиной не слишком приятных кухонных ароматов.
Можно ли увеличить кухню за счет перепланировки? Сегодняшние правила ни при каком раскладе не позволяют присоединить к ней кусок комнаты (легализовать такую перепланировку невозможно). Но на практике часто случается, что кухню объединяют с примыкающей к ней гостиной. В этом случае важно, чтобы между помещениями оставалась хотя бы формальная граница: это может быть сдвижная перегородка или широкий дверной проем.