По мнению ряда экспертов, в последние год-два Петербург несколько проигрывает в глазах инвесторов. Прежде всего, конечно, Москве с ее неотъемлемой для столицы привлекательностью, но в чем-то уже и российским регионам, практикующим более эффективную политику продвижения, таким как Екатеринбург и Краснодарский край.
По праву второй
Однако, несмотря на усиление конкурентов, Петербург уверенно занимает второе место в России по уровню деловой активности и инвестиционной привлекательности.
В 2006 году общий объем иностранных инвестиций в Петербург составил $5,3 млрд. Такую цифру назвала губернатор Петербурга Валентина Матвиенко в ходе ежегодного послания к депутатам Законодательного Собрания Петербурга. К 2010 году объем зарубежных инвестиций в Петербурге должен составить $8,6 млрд.
При этом в настоящее время в Петербурге реализуется 16 стратегических инвестиционных проектов, из которых четыре – в рамках государственно-частного партнерства. Валентина Матвиенко отметила, что в 2006 году «общий объем инвестиций в крупнейший из этих проектов составляет 423 млрд руб.».
«Дело в том, что инвестиционные циклы очень длинные. И когда рынок на подъеме, то эта тенденция, как правило, имеет достаточно серьезную продолжительность, – говорит вице-губернатор Петербурга Михаил Осеевский. – Мы по-прежнему видим большой интерес инвесторов к самым разным отраслям экономики Петербурга. Российский и зарубежный бизнес изучают сейчас наши рынки. Это касается и традиционных отраслей – машиностроения, судостроения – и вновь создаваемого кластера – автомобилестроения. Причем уже сейчас мы наблюдаем активность глобальных поставщиков комплектующих».
В последние годы стало заметно, что основными сферами экономики, на которые городская администрация возлагает особые надежды, являются недвижимость, в том числе земля, и новая промышленность – заводы крупных международных компаний. В первую очередь – в сегменте автомобилестроения.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ: Леонид Полонский,
«Я считаю, что сам факт прихода иностранных инвесторов свидетельствует об особой привлекательности региона. Так, наша компания создана шведскими учредителями исключительно для инвестиций в Петербург, в других регионах мы не намерены работать. При этом компания Ruric открыто заявила о планах инвестировать в экономику Петербурга $6–7 млрд. Мы приходим не на пару лет и не ради того, чтобы заработать и уйти в другой регион, мы готовы заниматься долговременными проектами и социальными вопросами. |
Оценен по достоинству
Примечательно, что рынок недвижимости, в том числе и коммерческой, еще несколько лет назад не воспринимался всерьез петербургскими властями: промышленные предприятия считались основой экономики города. Однако как только цены на недвижимость стремительно пошли вверх, о прежних приоритетах быстро забыли. Сравнив спрос на недвижимость с объемом свободных земельных участков, власти инициировали процесс перевода промышленных предприятий из центра города, увеличили арендные ставки за пользование объектами, находящимися в городской собственности, и т. д.
Недвижимость очень скоро превратилась в самую высокодоходную отрасль, а значит, и наиболее привлекательную для инвесторов. Сегодня это единственная в регионе (а возможно и в стране) сфера, которой заинтересовались частные и портфельные инвесторы. Как говорит Михаил Осеевский, портфельные инвесторы приходят только тогда, когда сформированы денежные потоки и становятся понятными уровень рентабельности и перспективы развития (см. интервью на стр. 48). По его словам, для городской администрации наиболее интересны именно прямые инвестиции, которые вкладываются в основные средства.
СПРАВКА «ДН»: Рейтинги инвестиционной привлекательности Размер прямого долга Петербурга соответствует среднему уровню для российских городов и регионов, но по международным меркам он низок. Уровень развития информационных систем и квалификация администрации в Петербурге высоки и выгодно выделяются по сравнению с другими городами и регионами РФ, имеющими рейтинги.
Источник: Официальный портал
|
Имидж дороже денег
Впрочем, рынок недвижимости развивался во многом не благодаря, а вопреки действиям администрации. Все территории и проекты, которые можно было застроить и реализовать без контактов с городской администрацией (или с минимальными контактами), бизнес давно освоил.
В результате заброшенными остались как раз те области, которые связаны с городским имуществом или с необходимостью решать административные вопросы. Именно здесь сохраняется потенциал для крупных инвестиций, но тоже лишь при условии политической воли и активной помощи со стороны Смольного.
Так, председатель Комитета по управлению городским имуществом Игорь Метельский надеется, что отдельные компании могут взяться за крупные и известные объекты не ради экономики проекта, а исключительно ради своего имиджа.
В результате такой политики своего «бескорыстного» инвестора до сих пор ждут такие заброшенные и малодоходные, но крупные объекты, как «яма» на Лиговском проспекте, недостроенная гостиница «Северная Корона» на набережной реки Карповки, Апраксин двор и другие. Разумеется, все эти проекты интересны бизнесу, но только при условии решения проблем административного характера.
Вице-губернатор Михаил Осеевский признает, что более эффективным будет не просто продвижение Петербурга как привлекательного региона, а предложение инвесторам для финансирования уже готовых проектов, которые нужны городу. Однако до этого Петербургу еще далеко. Максимум, что готов предложить Смольный, – участок с подготовленной инфраструктурой.
И то далеко не всем желающим, а лишь отдельным, «стратегическим» инвесторам. Чаще же на торги выставляется «проблемный» квартал, в котором, прежде чем реализовать интересный и доходный проект, нужно преодолеть многочисленные сложности, начиная от расселения жильцов и сноса зданий до строительства инженерных сетей и сохранения памятников. Ближайшим таким проектом может стать район улиц Шкапина – Розенштейна.
Местный Детройт, или Свет клином…
Вторым звеном, на которое рассчитывает городская администрация как на источник налоговых поступлений в бюджет и средство привлечения новых инвесторов, являются производства (существующие и строящиеся) крупных международных корпораций, в первую очередь автомобильных гигантов, таких как Toyota, Nissan и других. Приход Toyota – хорошая добыча, которая повлекла за собой в регион не только других автомобилестроителей, но и компании сопутствующих отраслей. Правда, существует мнение, что строительство объектов инфраструктуры завода Toyota обошлось для бюджета неоправданно дорого. Такую оценку дал, в частности, вице-губернатор Ленобласти Григорий Двас.
По мнению участников рынка недвижимости, администрация чрезмерно сосредоточилась на «автомобильном кластере», не уделяя достаточно внимания ни сопутствующим вопросам, таким как обеспечение заводов трудовыми кадрами, ни другим отраслям. |
«Смольный уповает на стратегические проекты как на некий локомотив развития городской экономики. В этом имеется резон – стратегические партнеры приходят в город с новыми технологичными проектами, с многомиллиардными инвестициями, которые должны дать мощный импульс для сопутствующих секторов городского хозяйства. Однако следует помнить, что озвученные мегапроекты будут давать эффект через 3–5 лет. А ради привлечения этих гигантов администрация города порой соглашается на недостаточно выгодные для бюджета условия. Известно, что для завода «Тойота» город обязался подтянуть все коммуникации к сборочной площадке, не заложив соответствующие расходы в бюджетах профильных комитетов. В результате работы по модернизации инженерных сетей практически во всем городе оказались парализованы», – говорит Сергей Горбунов, директор отделения «Петроградское» компании «Миэль-Недвижимость».
И если город всячески идет навстречу стратегическим инвесторам, то к менее капиталоемким проектам отношение более чем прохладное. Оно проявляется на всех стадиях девелоперского проекта. Так, например, концептуальная задача городских властей создавать условия для ведения бизнеса (для строительства это – обеспечение инженерными коммуникациями) совсем не ставится во главу угла в текущей деятельности администрации. Совсем не изжита абсолютно нелогичная со всех точек зрения практика обеспечения стоящегося объекта электроэнергией за счет инвестора, который платит не только взнос за подключение к городским электрическим сетям, но и строит подчас новую подстанцию для передачи Ленэнерго. А ведь известно, что именно средний и малый бизнес – это «хребет любой национальной экономики».
«Если мы хотим и в дальнейшем оставаться самоуправляющейся страной, надо поддерживать те отрасли, которые в соответствии с резервами текущего этапа развития экономики приведут к активизации среднего и мелкого бизнеса. С отечественным автомобилестроением, как независимой отраслью, похоже, покончили навсегда, допустив в регион кластер мировых автопроизводителей. Но главное даже не это. Создается ощущение, что у городской администрации нет стратегического видения баланса интересов различных рыночных игроков. Иначе говоря, нет осознанной экономической политики развития города ни в среднесрочной, ни в долгосрочной перспективе», – считает Сергей Горбунов.
Колеса модернизации
Вероятно, в Смольном тоже ощущают эту хаотичность. Так, выступая перед депутатами Законодательного Собрания Петербурга, Валентина Матвиенко заявила: «У модернизации, как у автомобиля, четыре колеса. И все четыре должны крутиться с одинаковой скоростью. Первое – это, конечно же, мобилизация всех источников пополнения бюджета. Второе – создание условий для мощного притока инвестиций. Третье – стимулирование инновационной экономики. Четвертое – максимальное использование потенциала города, его конкурентных преимуществ. Пока же колеса нашей модернизации крутятся с разной скоростью», – отметила Валентина Матвиенко. А Михаил Осеевский замечает, что для администрации остается важным «вопрос структуры петербургской экономики».
ПРЯМАЯ РЕЧЬ: Валерий Сердюков,
В 2006 году инвестиции в Ленинградскую область составили 118 млрд руб. по сравнению с 78 млрд руб. в 2005 году. Реализация такого рода инвестиционных проектов, как строительство нового гофрозавода, создаст базу экономического потенциала региона и позволит получить положительный эффект на протяжении последующих лет. Символичной стала очередная закладка нового предприятия в Ленобласти – завода по производству гофропродукции лесопромышленной корпорацией «Илим Палп» в марте 2007 года. Так же можно назвать и многие другие проекты. |
Борьба внутри региона
В Ленобласти наблюдается схожая ситуация. Однако инвесторы отмечают, что в области многие вопросы решаются проще и в целом «отношение к инвесторам более доброжелательное». Стоимость предприятия, которое строится в городе Коммунар Ленинградской области, составляет около 1 млрд руб. Губернатор Валерий Сердюков отметил, что проект является примером реальных инвестиций в развитие региона.
Как известно, в последние годы между двумя субъектами Федерации наметилась серьезная борьба за привлечение инвесторов. Точнее, успехи Ленобласти способствовали активизации петербургской администрации в этом направлении.
«На мой взгляд, конкуренция Петербурга и Ленобласти до сих пор сохраняется, и это на руку инвесторам, в том числе и потенциальным, – говорит Александр Шарапов. – Поскольку оба региона стремятся обеспечить быстроту и легкость принятия решений о размещении производств, строительстве, готовят инфраструктуру, предоставляют какие-то льготы и т. д. Сегодня не многие города России готовы принимать международных инвесторов и всячески лоббируют интересы местного бизнеса. Например, мэр Магнитогорска недавно громко заявил о том, что не допустит прихода сети быстрого питания McDonald's в своей регион».
Сергей Горбунов напротив полагает, что конкуренция мешает обоим. «Я считаю, что надо скорее сливать эти два субъекта Федерации. Всем понятно, что это единый организм, и объединение позволит сэкономить бюджетные деньги, – говорит он. Пока стоит констатировать, что в Ленобласти с точки зрения бизнес-ориентированности наблюдается более доброжелательный климат по сравнению с бюрократичной администрацией Петербурга. Где часто не выполняются даже решения губернатора, которые застревают на уровне среднего звена чиновников, и даже те, кто обладает административным ресурсом, не способны разрулить эту ситуацию».
ПРЯМАЯ РЕЧЬ: Сергей Горбунов,
Сегодня мы однозначно проигрываем Москве в борьбе за инвесторов. Многие понимают, что в столице – центр принятия решений, и поскольку политический вес очень важен, на это рассчитывают даже те компании, у которых главный офис расположен в Петербурге. Во-вторых, на мой взгляд, инвестиционная политика московских властей более понятна для бизнеса, чем в Петербурге. Это проявляется, прежде всего, в более запутанной системе процесса получения разрешений на строительство. Но нельзя сказать, что ситуация не меняется. |
Преимущества места
Еще один объект, который дает Северо-Западному округу преимущество перед другими регионам в борьбе за инвесторов, – порт и связанная с ним инфраструктура, в том числе логистика. Как говорит Сергей Горбунов из компании «Миэль-Недвижимость», «сам бог велел развивать Петербургу это направление наряду с туризмом». Здесь расположение играет определяющую роль, которая дает Петербургу неоспоримое конкурентное преимущество в борьбе за крупные инвестиции в основной капитал.
Впрочем, у каждого региона есть подобные преимущества. Москва остается столицей с неотъемлемыми для этого статуса многочисленными преференциями. Краснодарский край вместе со средствами на подготовку к сочинской олимпиаде получил импульс для развития туризма. Крупные города-миллионники имеют больше свободной земли под застройку, чем Петербург, в результате чего туда идут многие крупные инвесторы.
Реклама для инвесторов
В этих условиях наиболее важной становится работа по продвижению региона на мировой арене. Северо-Западный регион с центром в Петербурге должен позиционировать себя одновременно и как туристический, и как деловой центр. Но в деле продвижения этого образа власти региона, по мнению бизнеса, могли бы делать намного больше.
«К сожалению, деловой столицей России сегодня остается Москва, а Петербург занимает явно второе место, – рассказывает Александр Шарапов из компании «Бекар». – При этом надо отметить, что по активности деловых процессов или инвестиционной привлекательности нас догоняет Екатеринбург. Так, стоимость коммерческой недвижимости и жилья в Екатеринбурге достигает уже уровня Петербурга, а по объемам строящегося офисного пространства он уже обогнал Северную столицу».
«Легальный порядок получения разрешительной документации у нас прописан очень крупными мазками, ответственные сотрудники в городских комитетах не берут ответственности за выдачу справок в указанный срок, повсеместно случаются ошибки из-за низкого профессионального уровня исполнителей – все это тормозит инвестиционный процесс, – сетует Сергей Горбунов. – Справедливости ради следует заметить, что положение начинает меняться, однако не так быстро, как хотелось бы».
Кроме того, как отмечает Александр Шарапов, по инвестиционной и туристической привлекательности Петербургу теперь серьезную конкуренцию составит Краснодарский край. «У них действует мощнейшая деловая программа. Последние пять лет они активно продвигают свои туристические и бизнес-проекты, а теперь, после выбора Сочи местом проведения Олимпиады-2014, эта работа наберет еще большие обороты», – говорит он.
Только в Петербурге
Стоит отметить, что некоторый сдвиг в деятельности по продвижению Северо-Западного региона начался буквально в этом году. По крайней мере, дан старт таким крупным и значимым для инвестиционной привлекательности проектам, как строительство нового аэропорта и организация нефтяной биржи. «Привлечение именно этого проекта (нефтяной биржи. – Д. Р.) укладывается в рамки стратегической задачи для нашего города – превращения его в деловой центр, причем не только России, но, может быть, даже международный деловой центр, – считает председатель Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Правительства Петербурга Максим Соколов. – Рост производства создает определенную базу и для наполнения бюджета, и для экономики в целом, но Петербургу пора взглянуть на себя не как на промышленный центр, а как на центр инновационный…
Автомобильная промышленность дает толчок для роста инноваций, а нефтяная биржа неизбежно привлекает финансовые структуры. Становится объектом интереса и внимания международных корпораций. Здесь – центр торговли, где будет формироваться цена на российскую нефть. Это, конечно, даст очень и очень много для международного статуса Петербурга как делового и финансового центра».
Что мешает
Участники петербургского рынка недвижимости выделяют ряд факторов, которые мешают формированию имиджа Петербурга как деловой столицы России и, соответственно, снижают инвестиционную привлекательность всего региона.
«Одним из основных недостатков, который мешает развитию Петербурга, на мой взгляд, является слаборазвитое воздушное сообщение с другими регионами страны, – говорит Александр Шарапов из группы «Бекар». – В некоторые крупные российские города рейс из Петербурга бывает только 1–2 раза в неделю, этого явно недостаточно. Поэтому из регионов до Москвы добраться легче, чем до Петербурга. Например, опыт работы офисов «Бекар» показывает, что более молодой офис в Москве пользуется большей популярностью со стороны региональных клиентов».
Кроме того, по мнению Александра Шарапова, Петербург для эффективного продвижения своего имиджа на мировой арене должен проводить более мощную выставочную деятельность. «Петербург именно сейчас мог бы стать тем самым окном России в Европу, о котором мечтал еще Петр I, – отмечает Александр Шарапов. – Деловую активность безусловно стимулирует деятельность властей по переводу в Петербург штаб-квартир крупных компаний. Процесс пошел, но достаточно тяжело, что можно видеть на примере переезда Конституционного суда. Места для них уже выделены, однако они не торопятся покидать свои насиженные места».
Недавно «Ленэкспо» построил новый крупный павильон. Однако объем проводимых деловых мероприятий все равно не достаточен для звания деловой столицы и заметно отстает от европейского уровня. |
«Разумеется, Петербург имеет хорошие стартовые условия, такие как удачное географическое расположение, туристическая узнаваемость, а также качественное наследие советских времен: культурный, научный, образовательный потенциал. Но с точки зрения экономического развития Петербург явно проигрывает, например, той же Москве, – считает Сергей Горбунов. –
Переломить эту тенденцию провинциализации Петербурга можно только системной работой по комплексному развитию городской среды. Для этого, прежде всего, нужно определиться с направлениями, с тем, как мы намерены развиваться – только ли как туристический центр и очаг культурного наследия? Или как центр капиталоемких производств автомобилестроение/судостроение/энергетическое машиностроение)? Если микст, то в каких пропорциях? И только после этого адресно работать с инвесторами в рамках утвержденной программы».
Бизнес-сообщество сходится во мнении, что если бы городские власти сумели максимально эффективно использовать имеющийся инвестиционный потенциал, идея о том, чтобы Петербург стал деловой столицей России, превратилась бы из недостигаемой пока мечты в реальность.