Градостроительный совет при правительстве Петербурга в пятницу, 11 апреля, одобрил скорректированную концепцию застройки территорий будущего намыва в западной части Васильевского острова. Этот проект известен также как «Морской фасад», он стартовал еще в середине нулевых, во времена губернаторства Валентины Матвиенко. Заказчиком обновленной концепции выступило ЗАО «Терра Нова», разработчик – архитектурное бюро «Союз 55».
Экономика диктует
«Терра Нова», как девелопер, отвечает за подготовку общей концепции развития территорий и непосредственно намыв земель, которые затем продает застройщикам. На данный момент намыто 170 га в южной и центральной части «Морского фасада», к северной пока не приступали. Общая площадь вновь образованных территорий должна составить 414,6 га.
По словам руководителя архитектурного бюро «Союз 55» Александра Викторова, согласно предыдущей версии концепции (образца 2006 года) в северной части в основном предполагалось строительство коммерческой недвижимости. Теперь от идеи возведения делового квартала на севере «Морского фасада» решено отказаться в пользу жилья. «Сегодня мы считаем, что в силу изменившихся экономических условий высотные здания под офисы и финансовые центры здесь вряд ли будут востребованы. Такой объем деловой застройки, который мы хотели возвести раньше в северной части (1,15 млн кв. м коммерческой недвижимости. – БН), больше не требуется. Экономика диктует свои условия», – пояснил Викторов.
Деловая застройка на севере останется лишь на землях, прилегающих к центральному участку ЗСД. Теперь здесь хотят возвести лишь 450 тыс. кв. м коммерческой недвижимости. Однако что конкретно строить – офисы или торговые центры, инвестор пока не определился.
Вместо коммерческой недвижимости вдоль береговых линий северной части намыва появится жилье комфорт-класса. Дома будут семи-девятиэтажными. За ними расположится зеленая зона, детские сады, школы и еще один жилой массив – с башнями по 18 этажей и выше. «Мы хотели предусмотреть в проекте максимальное количество квартир, из окон которых будет открываться вид на залив. Поэтому решили сделать застройку ступенчатой, с повышением этажности к центру намыва. Всего мы планируем построить в северной части около 700 тыс. кв. м жилья. Здесь смогут проживать 23,3 тысячи человек», – отметил Викторов.
Также на севере намыва на участке площадью 4 га должны появиться городская больница и студенческие общежития. Эти земли бесплатно передадут в собственность города, который построит социальные объекты за свой счет.
Существенные изменения предусмотрены и для южной части «Морского фасада». Здесь решено отказаться от возведения пяти 140-метровых доминант. Высотность этих объектов снизили до 70 метров. Это позволит сохранить исторические панорамы Петербурга. «Предыдущая концепция не раз подвергалась критике из-за этих высоток», – объяснил Викторов.
Обновленная концепция предполагает, что плотность жилой застройки на юге будет уменьшена на четверть. «Теперь здесь можно будет построить 1,2 млн кв. м жилья, а проживать будет 37 тысяч человек. В южной части также запланировано возведение детских садов и школ. Таким образом, в итоге всех наших корректировок на намывных территориях планируется построить 1,8 млн кв. м жилой недвижимости, а общая численность населения будущего мини-города составит 60,3 тысячи человек», – заключил Викторов.
Примечательно, что концепция образца 2006 года предполагала возведение 1,6 млн кв. м жилья и проживание 47 тысяч человек.
Население волнуют пробки
Члены и эксперты Градостроительного совета похвалили разработчиков за отказ от небоскребов и уменьшение плотности застройки на юге. Однако они сочли, что концепция по-прежнему недостаточно продумана с точки зрения транспортной доступности намывных территорий. По словам директора Центра экспертиз «ЭКОМ» Александра Карпова, в откорректированном проекте предусмотрено строительство лишь одной станции метрополитена – «Морской фасад», в то время как в планах 2006 года их предполагалось две, а расчетная численность будущих жителей была меньше.
Карпов также обратил внимание, что строительство развязки ЗСД для южной части намыва до сих пор под вопросом.
Как подчеркнул член Градостроительного совета Александр Сокуров, уже сейчас улично-дорожная сеть Васильевского острова перегружена. «Почти все центральные магистрали зачастую стоят в пробках, и трудно представить себе, какой транспортный коллапс ждет всех нас, когда строительство жилья войдет в активную фазу и на намыв через район поедут фуры со стройматериалами. А новых дорог для уже существующей территории нам пока никто не пообещал. Все это уже сейчас вызывает серьезное недовольство у населения района», – отметил он.
В ответ на это Викторов заявил, что городские власти намерены вернуться к проекту пробивки набережной Макарова, которая в перспективе способна выдержать большой автомобильный поток. Кроме того, транспортная связь «Морского фасада» с остальным городом может осуществляться через Мичманскую улицу.
Отметили члены Градсовета и то, что для намывных территорий сейчас не создано главного – инженерных коммуникаций, которые город обещал построить за свой счет.
Впрочем, будущие транспортные проблемы и отсутствие сетей многим застройщикам, видимо, не представляются непреодолимым препятствием для освоения новых земель. Как заявил президент ЗАО «Терра Нова» Лев Пукшанский, сейчас в южной части намыва выкуплены все участки (даже те, которые еще не намыты), в центральной части – половина. Уже есть покупатели и на будущие земли на севере.
Когда будет завершен масштабный проект по намыву земель – пока неизвестно. Ранее предполагалось, что это произойдет к 2019 году. «В этом году мы хотим намыть оставшиеся 80 га в южной части, а затем приступить к северной», – говорит Лев Пукшанский.
Таким образом, не исключено, что в ближайшие пять лет проект могут ждать новые корректировки.