Пилотными проектами станут линии легкорельсового трамвая (ЛРТ) от станции метро «Купчино» либо «Звездная» (откуда именно, определится позднее) до аэропорта Пулково, от метро «Озерки» до Сертолово и от станции «Рыбацкое» до Колпино. ЛРТ будет отличаться повышенной средней скоростью хода – 30 км/ч (для обычного трамвая это недостижимый показатель).
От трех к тринадцати
Проектирование первых трех веток ЛРТ начнется до конца текущего года. Уже известно, что легкорельс до Пулково должен заработать до начала чемпионата мира по футболу (июнь 2018 года). Насчет Сертолово и Колпино такой уверенности пока нет. Но поскольку ветка от Рыбацкого получается довольно короткой и потребует наименьших вложений из городского бюджета (990 млн руб.), то у колпинцев есть хорошие перспективы начать пользоваться новым видом транспорта в том же 2018 году.
Развитие легкорельсового транспорта стало одним из ключевых пунктов повестки дня заседания Координационного совета по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленобласти, которое прошло 1 апреля. Докладчиком на нем выступил исполнительный директор ООО «Инвест-Консалт» Александр Перминов – его компания разработала программу развития ЛРТ в городе и его пригородах на ближайшую десятилетку.
Всего предполагается построить тринадцать линий легкорельса. Кроме уже упомянутых это еще десять направлений: проспект Большевиков – проспект Просвещения, Всеволожск – станция метро «Ладожская», Колпино – аэропорт Пулково, будущая станция метро «Юго-Западная» – Красное Село, Купчино – город-спутник «Южный», будущая станция метро «Зоопарк» – Конная Лахта, Шушары – Колпино, будущая станция метро «Коломяжская» – Лисий Нос, Стрельна – Наукоград и станция метро «Парнас» – Сертолово.
Некоторые маршруты вызывают вопросы. Например, непонятно, зачем помимо направления из Сертолово в Озерки прокладывать еще и ветку до Парнаса. То же самое касается линий «Зоопарк» – Конная Лахта и «Коломяжская» – Лисий Нос: они по большей части будут дублировать друг друга. Но в любом случае перспективы по двум последним линиям очень отдаленные, поскольку станции метро «Коломяжская» и «Зоопарк» планируются к запуску только в 2025 году.
Вытеснить маршрутки
Разумеется, самый насущный вопрос – откуда возьмутся деньги? На строительство всех тринадцати линий потребуется более 120 млрд руб., в том числе только на ветку от метро до Пулково – 8,6 млрд руб. Доля государственного участия (бюджеты всех уровней) определена компанией «Инвест-Консалт» для каждой ветки ЛТР по-разному: от 82% для направления «Ладожская» – Всеволожск до всего лишь 12% для маршрута из Рыбацкого в Колпино. В среднем доля госучастия составит около 40%, причем часть средств будет выделена из федеральной казны. Для этого требуется подать обращение в Правительство РФ для включения объектов в федеральную адресную инвестиционную программу (АИП). Отметим, что Москва и Московская область уже попросили включить в АИП сразу несколько своих масштабных транспортных проектов и финансирование получили. Что касается Ленобласти, то глава 47-го региона уже не раз отмечал, что столь серьезных инвестиций, которые потребуются для строительства ЛРТ, в региональном бюджете нет.
Остальные деньги (60%) в проект должны вложить частные инвесторы. Заместитель генерального директора АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленобласти» Валентин Енокаев подчеркнул, что проектом ЛРТ в Пулково «уже заинтересовалось как минимум пять компаний». Срок окупаемости каждой линии определен в 16 лет при ориентировочной стоимости проезда 50 руб. в один конец.
Примечательно, что реализации проекта строительства ЛРТ (во всяком случае, некоторых линий) могут помешать… Российские железные дороги. Первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов на заседании координационного совета уже выразил беспокойство относительно «дублирования линиями легкорельсового транспорта существующих железнодорожных веток» и, соответственно, оттока пассажиров с пригородных электричек. При этом все проекты ЛРТ необходимо будет согласовывать не только с главами субъектов РФ, но и с руководством РЖД.
Впрочем, глава АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленобласти» Кирилл Поляков считает, что легкорельс составит конкуренцию не электричкам, а многочисленным маршруткам – не самому безопасному виду транспорта. «Около 400 тысяч человек ежедневно приезжает в Петербург на работу из области. Сегодня основной поток людей передвигается на маршрутках, при этом перевозки по железной дороге постоянно сокращаются. Необходимо развивать внеуличные виды транспорта», – заявил он.
Добавим, что перспективы строительства линии ЛРТ в Петербурге обсуждаются уже много лет. Еще в 2008-2009 годах планировалось построить «Надземный экспресс» из Обухово до Стрельны. Затем появилась идея протянуть ЛРТ от Московского вокзала до Пулково. Однако оба проекта оказались благополучно «похоронены».
Будем надеяться, что с третьей попытки и с федеральной помощью новый вид транспорта в Петербурге и пригородах все же появится.