В октябре нынешнего года «Мостоотряд № 19» должен запустить в эксплуатацию путепровод на пересечении Московского и Колпинского шоссе. Работы идут здесь хорошими темпами, если не считать вынужденной остановки после падения металлической фермы на Московское шоссе в начале марта: сразу после трагического инцидента (погиб водитель грузовика) стройка была заморожена на три недели по инициативе Госинспекции труда.
Этот объект должен существенно облегчить жизнь жителям Пушкина, и в особенности жилого квартала Славянка. После ввода в строй двухуровневой развязки они смогут добираться в Петербург не только по постоянно перегруженному Московскому шоссе, но и – без единой остановки – по Софийской улице.
Еще один стратегически важный проект – строительство путепровода на пересечении проспектов Непокоренных и Шафировского. Генподрядчик, «Мостострой № 6», уверен, что заявленные ранее сроки – ноябрь 2014 года – также сдвигать не придется. Однако часть работ, в том числе сооружение подземных пешеходных переходов, завершится лишь в 2015 году.
Ввод через год
А вот с путепроводом через железнодорожные пути выборгского направления в створе Поклонногорской улицы дело обстоит не столь благополучно. Здесь у Смольного возникли проблемы, связанные с высвобождением территории под нужды строительства. И потому срок сдачи объекта, который свяжет Выборгский и Приморский районы и избавит автомобилистов от стояния на переездах, пришлось передвинуть с текущего года на 2015-й. Но фактически его строительство еще и не начиналось.
Через полтора года, видимо, откроется и вторая развязка через ту же железнодорожную ветку – в створе Суздальского шоссе (перспективное продолжение Суздальского проспекта). Сейчас на этом участке работы практически замерли, так как основное финансирование, согласно действующему городскому бюджету, будет выделено лишь в 2015 году.
На декабрь будущего года намечен ввод в эксплуатацию продолжения набережной Обводного канала от Глухоозерского шоссе до проспекта Обуховской Обороны со строительством моста через Французский ковш и многоуровневой развязки рядом с мостом Александра Невского. В роли генподрядчика здесь тоже выступает «Мостострой № 6», а темпы работ весьма неплохие. Во всяком случае «скелет» развязки уже возвышается над проспектом Обуховской Обороны. Отметим, что от самого канала в районе строительства осталась лишь узкая полоска шириной около 10 метров.
С федеральной помощью
Буквально на днях началось строительство долгожданной развязки на пересечении Пулковского шоссе и Дунайского проспекта – одного из самых опасных перекрестков в городе (здесь ежегодно гибнет по нескольку пешеходов). Сдать ее ЗАО «Пилон» намерено не позднее сентября 2017 года. Напомним, что 2 млрд руб. на возведение объекта выделил Минтранс (еще 9,6 млрд руб. выплатит Смольный).
Планы петербургских властей по строительству объектов инфраструктуры для грядущего футбольного мундиаля простираются широко. Но все они подразумевают хотя бы частичное софинансирование со стороны Москвы, в идеале – в пропорции 50/50. Речь идет о пешеходном мосте через Большую Невку на Крестовский остров, автомобильной переправе через остров Серный, реконструкции Тучкова моста и набережной Макарова.
Все эти объекты уже проектируются, однако согласие Минтранса пока не получено и далеко не факт, что финансирование вообще будет. При этом готовая проектная документация устаревает в современных условиях за два-три года, главным образом из-за того что чиновники «забывают» резервировать земельные участки – они оказываются в аренде либо в частной собственности. Типичный пример – все тот же мост через остров Серный, который начали проектировать еще в далеком 2003 году, но строительство несколько раз откладывали из-за недостатка средств. В результате институт «Стройпроект» сейчас вновь актуализирует рабочую документацию.
Помимо этого в настоящее время проектируется транспортный обход центра Петербурга (он должен быть построен исключительно на городские средства), который включает в себя три развязки набережных Обводного канала со Старо-Петергофским, Московским и Лиговским проспектами, а также объездная дорога вокруг Красного Села и несколько магистралей в Колпино. Наконец, совсем недавно был объявлен конкурс на предпроектные работы по строительству Большого Смоленского моста.
При этом на дорожное строительство Смольный ежегодно выделяет хотя и довольно внушительные суммы (13,5 млрд руб. в нынешнем году, 12,5 млрд – в 2013-м), но явно недостаточные для реализации столь большого числа дорогостоящих проектов. Получается, что, как и во времена экономического кризиса 2008-2009 годов, проектируются объекты, на строительство которых у города денег нет. А о радикальном увеличении бюджета «дорожных» расходов Комитета по развитию транспортной инфраструктуры вряд ли может идти речь: Смольный в ближайшие три года планирует потратить слишком большие деньги на строительство метро.
Получается, что многие инфраструктурные планы городских властей (а ведь есть еще «зависшие» проекты по прокладке легкорельса во Всеволожск и Колпино) во многом зависят от возможностей и позиции главы Минтранса РФ Максима Соколова. Надежду дарит лишь то, что сам он – в недавнем прошлом петербургский чиновник и на развитие родного города денег, может быть, не пожалеет.