Напоминаем, что проекты КОТ, выбираемые для рассмотрения, были рассортированы по признаку удаленности от метро. В первом обзоре проанализированы два примера массовой застройки непосредственно у станций подземки, затем – новые микрорайоны, до которых несложно дойти пешком или доехать на маршрутке.

На этот раз в центре внимания две территории с довольно своеобразной локацией – ЖК «Новая Охта» в Мурино и новостройки в Шушарах. По карте до ближайшей к ним станции метро недалеко – всего два-три километра. Но дойти пешком практически невозможно из-за крупных магистралей, отрезавших новые микрорайоны от «большой земли».

С площадью и храмом
Строго говоря, Шушары (от финского Суосаари – «остров среди болот») – это довольно обширная территория. Она включает в себя жилой массив у пересечения Кольцевой автодороги и Московского шоссе, одноименную промзону, земли у Пулковских высот, а также поселок Ленсоветовский и поля, примыкающие к Пушкинскому району. Новостройки дислоцируются в разных местах этой части Петербурга. Но в центре нашего внимания – наиболее быстро застраиваемая многоэтажками часть Шушар, та, что непосредственно прилегает к поселку. Здесь под комплексное освоение отведено 206 га земли между Московским шоссе, Пушкинской улицей и дорогой, ведущей к Пулковскому шоссе.

«Дальпитерстрой» застраивает Шушары монотонными высотками

Активное строительство ведется с 2008 года. За пять лет на бывших совхозных полях несколько объектов возвели или строят компании «Норманн», «Полис групп», «Лидер Групп». Однако главным девелопером является компания «Дальпитерстрой»: на ее сайте значатся 23 объекта, 11 из которых уже сданы. Практически все постройки – высотки в 20-22 этажа. К 2020 году – к окончанию освоения бывших совхозных земель – численность населения в Шушарах вырастет до 70 тысяч человек (по данным переписи 2010 года – 22,6 тысячи).

Уже сегодня можно сказать наверняка: ни элитным, ни даже особо комфортным этот район не станет. Слишком много у него недостатков, устранить которые невозможно. Прежде всего – сомнительная экология. Обычно удаленность окраинных «спальников» от радостей цивилизации компенсируется наличием под боком реки, озера, в крайнем случае – обширных зеленых зон. Но это точно не про Шушары. Данная часть города может претендовать на звание местного Детройта. В промзоне, через железную дорогу от поселка, расположены многочисленные производства, самые известные из которых – автосборочные заводы Suzuki, Toyota, General Motors. Вряд ли радует жителей соседство с бетонным заводом. Близость крупных автомагистралей также не повышает чистоту воздуха.

Шушары окружены предприятиями

Но главная проблема Шушар – свалки. Местные жители на интернет-форумах жалуются, что с Волхонки (полигон ТБО «Южный»), несмотря на отдаленность, периодически доносится запах гари. Непосредственно на территории поселка образовалась несанкционированная свалка строительного мусора. Жители борются с ней более года, привлекая надзорные органы, но воз и ныне там. Недавно в процесс включилась прокуратура.

Как ни парадоксально, находящийся в окружении крупных автомагистралей «островок» Шушар испытывает транспортные проблемы. До ближайшей станции метро, «Купчино», всего-то три километра. Но пешком не дойти – КАД не пускает. А маршрутки и автобусы в час пик нередко стоят в пробках. Спасает положение наличие железнодорожной станции – до Витебского вокзала можно добраться всего за 18 минут. При этом поезда ходят с интервалом в 20-30 минут, а от крайних строящихся домов до железнодорожной платформы – почти два километра. Строительство давно обещанной станции метро мало что изменит: выход из подземки будет расположен на территории промзоны «Шушары», через железную дорогу от поселка.

Создание социальной инфраструктуры, как заведено в проектах КОТ, сильно отстает от потребностей новоселов. В поселке есть всего три детских сада и одна переполненная школа. Вторая строится, но будет сдана не раньше середины следующего года. Детей возят в Ленсоветовский, Пушкин, Купчино. О поликлиниках, остро необходимых Шушарам, пока не слышно. Приходится томиться в очередях амбулатории, пропускной способности которой уже сегодня недостаточно.

Теперь о плюсах. «Нью-Шушары», в отличие от многих подобных проектов, растут не в поле, а вокруг исторически сложившегося поселения, которое, надо сказать, не лишено очарования предместья: среднеэтажная застройка, просторные зеленые дворы, спортплощадки, палисадники, любовно разбитые жителями хрущевок. Но главное украшение Шушар – это недавно построенные храм Воскресения Христова и часовня Ксении Петербургской, а также – прилегающий к ним сквер. Они и являются градообразующим центром Шушар.

В новостройках, как водится, дворы потеснее: вместо зеленых насаждений – сплошные автомобили. Но, возможно, обустройство уютных общественных пространств – дело будущего. Придомовые территории в первых заселенных домах летом радуют глаз симпатичными клумбами. Кроме того, «Дальпитерстрой» обещает разбить парк, под который выделено 13 га в районе будущего Старорусского проспекта.

С магазинами и прочими учреждениями сферы быта в давно обжитом поселке тоже нет проблем. Здесь работают отделения Сбербанка, почта, аптека, гипермаркеты «Лента» и «К-Раута», в конце февраля открылся «Магнит». За культурными развлечениями, правда, пока приходится ездить как минимум в Купчино. Правда, в отдаленной перспективе «Дальпитерстрой» обещает возвести торгово-развлекательный комплекс с кинотеатром.

«Мини-город» на перспективу
О качестве жизни во втором проекте КОТ пока рассказывать особенно нечего: на данный момент «Новая Охта» представляет собой сплошную строительную площадку застройщика «ЛСР. Недвижимость – Северо-Запад». По сути, это первый этап масштабного проекта «Группы ЛСР», которая собирается возвести в северо-восточной части Красногвардейского района, на землях бывшего совхоза «Ручьи», около 4 млн кв. м жилой недвижимости – целый город с населением 100 тысяч человек. Конкретно «Новая Охта» будет вмещать 25 тысяч жителей. Сейчас строится первая половина комплекса – 23 девятнадцатиэтажных жилых дома, зажатых в кольце между КАД и Муринской дорогой. Вторая половина комплекса расположится по другую сторону Муринской дороги (она будет центральной улицей будущего квартала).

Муринская дорога пройдет по середине будущего квартала

Каким через десять лет станет этот район, предсказать трудно. Но все же можно представить, с чем столкнутся первые новоселы (семь первых домов обещают сдать уже осенью этого года). Экологическая ситуация в «Новой Охте» будет определенно лучше, чем в южном «антиподе». Из производств рядом – разве что ТЭЦ, автозаправки и автомастерские. Дороги, впрочем, расположены еще ближе к домам. От КАД постройки закроют шумозащитными экранами, но от выхлопных газов это не избавит.

Транспортная доступность «Новой Охты» вполне приемлема для автомобилистов. В город или на КАД можно добраться двумя путями: через развязку на Токсовском шоссе, где нередко стоят пробки, или через деревню Новая и выезд на улицу Руставели. Но без автомобиля здесь делать нечего. До ближайшей станции метро «Девяткино», расположенной всего в двух километрах, невозможно добраться без риска для жизни: ни тротуаров, ни удобных переходов через магистрали здесь нет. Впрочем, как только появятся жители, сами собой «заведутся» маршрутки.

Школы, детские сады, магазины, поликлиники, так же как и разнообразные радости городской жизни, находятся буквально в километре от нового квартала. Но в полном соответствии с пословицей «близок локоть – да не укусишь». Расслабленно прогуляться в кино или на шопинг не получится, можно только доехать. Со временем город обещает построить пешеходный переход через КАД. Но скорее всего, произойдет это не раньше, чем количество жильцов нового района достигнет «критической массы» и возмущенные горожане начнут бомбардировать Смольный письмами.

Пока на месте «Новой Охты» - масштабная стройплощадка

Жизнь в новом районе может стать удобной и комфортной только в том случае, если новоселы смогут удовлетворять большую часть своих потребностей, не выезжая за пределы «Новой Охты». Застройщик уверяет, что так и будет. Компания «ЛСР» передала городу землю под строительство поликлиники, муниципалитета, школы и двух детских садов. Видимо, понимая, что строительство за счет бюджета – дело небыстрое, самостоятельно возводит школу, совмещенную с детским садом, и небольшую поликлинику.

С развлечениями новоселам придется подождать. В западной части района обещают обустроить пешеходно-велосипедный бульвар, а в восточной – рекреационную зону, сохранив деревья вдоль реки Охты и Муринского ручья. Также проектом предполагается строительство двух торгово-развлекательных центров и трех спортивных комплексов. Но все это – не в ближайшем будущем. А «первопоселенцам» придется воспринимать свой дом исключительно как место для сна: променады совершать в «Новой Охте» пока негде.

Краткое резюме
После сравнения двух проектов КОТ со сходной локацией напрашивается своеобразный вывод. Несмотря на все минусы, на данный момент в Шушарах жить удобнее – благодаря уюту исторической части поселка. Но в перспективе «Новая Охта» может стать комфортным современным пригородом среди полей. Однако степень красоты и удобства этого «мини-города» зависит исключительно от доброй воли и вкуса застройщика.

Текст: Елена Денисенко    Фото: Алексей Александронок