В конце февраля петербургский филиал Росреестра, отвечающий за прием и оформление документов на регистрацию договоров долевого участия, прав собственности на объекты, договоров залога по ипотеке и прочих операций с недвижимостью, попал под огонь шквальной критики. Причина стара, как и сам рынок недвижимости: это систематическое несоблюдение чиновниками сроков регистрационных действий.
Дольше века длятся сделки
Уточним, что в соответствии с Федеральным законом № 250-ФЗ от 23.07.2013 для основных действий, связанных с регистрацией прав на недвижимое имущество, «крайние» сроки сегодня составляют 18 календарных дней. Но это предельное значение. В частности, регистрацию договоров ипотеки чиновники обязаны производить в течение пяти рабочих дней, а в случае если речь идет о регистрации наложенного судом ареста на недвижимое имущество – трех (объемная таблица со сроками исполнения государственной регистрации на все случаи жизни есть на официальном сайте Росреестра). Между тем несоблюдение чиновниками обозначенных в нормативных документах сроков приобрело в Петербурге массовый характер.
Как следует из обращения, которое в последний день февраля было направлено руководителю Федеральной службы Росреестра Наталье Антипиной представителями петербургских некоммерческих организаций, задержки порой доходят до 95 дней. При этом, если верить участникам рынка, регистрация договоров долевого участия и прав собственности по договорам купли-продажи жилых помещений в среднем задерживается на 30-35 дней. И, по мнению инициаторов обращения, представителей Ассоциации банков Северо-Запада, НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга» и Ассоциации риэлторов Санкт-Петербурга и Ленобласти, такое положение дел открывает широкие возможности для коррупции.
В самом деле, доски интернет-объявлений полны предложений от юридических фирм, оказывающих услуги по «подаче заявлений без проблем и очередей» и «ускорению» получения документов. Ставки за содействие в оформлении «рядового» договора купли-продажи составляют от 10 до 15 тыс. руб. А если речь идет о срочной регистрации договора долевого участия, цена вопроса доходит до 30 тыс. руб. При этом, говоря о возможности провести регистрацию в пятидневный срок и озвучивая суммы гонораров за свои услуги, «ускорители» обычно дают понять, что имеют возможность влиять на чиновников. Риэлторы-практики усматривают в таком положении вещей элементы сговора между регистраторами и предпринимателями: по их мнению, первые намеренно затягивают сроки, вторые получают деньги за услуги, которые в соответствии с законодательством должны оказываться населению бесплатно.
Данным вопросом по инициативе петербургских риэлторов и застройщиков активно занялись и в Смольном – на очередном заседании Штаба по снижению административных барьеров. В течение ближайших недель городские власти следом за представителями профессиональных сообществ намерены подготовить соответствующее обращение к руководству Росреестра.
Системный сбой как катализатор проблем
Впрочем, то обстоятельство, что регистрация недвижимости у нас всегда производилась с серьезными задержками и зачастую обходными путями, для участников квартирного рынка давно уже не секрет Полишинеля.
Однако, по словам заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу Сергея Никитина, сроки обработки данных петербургскими регистраторами медленно, но неуклонно сокращаются. И это даже несмотря на увеличение объемов работы: в частности, только за прошедший год количество договоров долевого участия увеличилось на 40%. Об этом в минувший четверг, 6 марта, представители Росреестра рассказали журналистам на брифинге, спешно собранном по случаю претензий к обозначенному учреждению.
Катализатором для взрыва недовольства давно назревшей проблемой со стороны риэлторов и строителей, к которому подключились и городские власти, стал, в общем-то, рядовой системный сбой. После новогодних каникул активность участников рынка недвижимости, как это обычно и бывает в этот период года, возросла, а в Филиале ФГБУ «ФКП Росреестра по Санкт-Петербургу» скопились сотни необработанных пакетов документов. Поэтому, чтобы не допустить коллапса, на селекторном совещании по Росреестру 21 февраля было принято решение приостановить прием документов. После этого на официальном сайте учреждения начали появляться сообщения о прекращении записи на подачу и прием документов в территориальных отделах. И, разумеется, такая мера рассматривалась как временная: потенциальным заявителям было рекомендовано обращаться в районные офисы Санкт-Петербургского ГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (МФЦ), в которых прием и выдача производится в штатном режиме.
Тем не менее сообщения о «закрытии» офисов Росреестра встревожили и прессу, и риэлторов, и непрофессиональных участников рынка недвижимости, у которых и без того накопились претензии к регистраторам.
Оптимизация плюс сокращение
Как считает Сергей Никитин, излишняя эмоциональность в этом частном вопросе не к месту. Ведь в течение всего прошлого года функции, связанные с приемом на регистрацию и выдачей документов, последовательно передавались в МФЦ. И петербуржцам уже хорошо известны адреса этих учреждений, в которых можно точно так же – бесплатно, а в некоторых случаях даже без очередей – решать почти любые вопросы.
Сеть офисов МФЦ растет как на дрожжах. В настоящее время в 37 районных отделениях, позволяющих сдать документы на регистрацию, организовано 381 окно, а в 2014 году в Петербурге планируется открытие 19 новых офисов.
Тем не менее Сергей Никитин заверил, что со следующей недели прием документов на регистрацию через петербургский филиал Росреестра планируется возобновить. Правда, ненадолго. В течение этого года представители Росреестра планируют отказаться от общения с горожанами и полностью снять с себя функции, связанные с приемом и выдачей документов физическим и юридическим лицам. А весь объем документооборота, проходящий в настоящее время через Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Санкт-Петербургу», будет также передан в подразделения МФЦ. На ускорении процесса регистрации новшество скажется, но опосредованно: в настоящее время через многофункциональные центры уже и так проходит около 95% всего объема поступающих на регистрацию в Росреестр документов.
Перераспределение функций позволит направить освободившихся от общения с рассерженными горожанами сотрудников на работу с бумагами и базами данных. Оптимизация коснется не только сроков регистрации сделок с недвижимостью, но и самих чиновников. В этом году штат петербургского Росреестра планируется сократить на сто человек.