Муниципальное образование Константиновское ограничено проспектом Ветеранов, улицей Летчика Пилютова, проспектом Народного Ополчения, улицей Тамбасова. В южной части округа расположена железнодорожная станция Сосновая Поляна – на электричке можно добраться до Балтийского вокзала. На маршрутном такси или троллейбусе путь до ближайшей станции метро – «Проспект Ветеранов» – займет от 20 до 30 минут.
Давно не пригород
МО Константиновское является частью исторической территории Сосновая Поляна.
История Сосновой Поляны насчитывает три века – приблизительно столько же, сколько и история Санкт-Петербурга. Неподалеку Петр Великий предполагал строительство резиденции с фонтанами и парком. Однако ему пришлось отказаться от этой идеи, так как для снабжения фонтанов водой более подходящей оказалась другая местность, та самая, где позже был построен Петергоф.
Участки в Сосновой Поляне, как и остальные земли вдоль Петергофского тракта, император раздавал своим приближенным под строительство загородных усадеб. С этими местами связаны имена Джузеппе Трезини, Антонио Ринальди. Именно здесь свое первое серьезное произведение написал молодой композитор Петр Чайковский…
К сожалению, от старых построек практически ничего не осталось. Сначала революционное лихолетье привело местную застройку в упадок. Затем Великая Отечественная война сровняла с землей остатки усадеб аристократии и любившего селиться поблизости с ней купечества.
До 1950-х годов этот район так и оставался депрессивным пригородом Петербурга-Ленинграда. Затем сюда пришло советское массовое строительство. Сперва на территории нынешнего МО Сосновая Поляна появились сталинки. В 1960-е годы ДСК-3 (домостроительный комбинат, в наше время более известный как Автовский ДСК) начал возводить поблизости, в МО Константиновское, панельные пятиэтажки ГИ – одну из самых неудачных серий советского домостроения. Эти дома, а также их точечные модификации можно видеть во многих кварталах Кировского и Красносельского районов. Тонкие внешние стены и внутренние перегородки не обеспечивали достаточного для комфортной жизни уровня тепло- и звукоизоляции. Балконы у пятиэтажек серии ГИ (кроме точечных, одноподъездных) не были предусмотрены, санузлы – совмещенные и очень тесные: стиральную машину можно разместить только в кухне.
Однако параллельно в Константиновском строили и кирпичные хрущевки. Внешне они до сих пор выглядят очень прилично. Это достаточно качественные дома в три-пять этажей, но почти с точно такими же компактными планировками квартир, как и в панельных хрущевках.
Оконные эксперименты
После того как ленинградские домостроительные комбинаты в 1970-е годы преодолели «пятиэтажный рубеж», в Сосновой Поляне появились дома следующего поколения – девятиэтажные брежневки. Кроме того, району немало досталось и «кораблей» – домов 600-й серии, как многоподъездных, так и точечных. К сожалению, эти здания с точки зрения комфорта проживания оставляют желать лучшего, хотя смотрятся и по сей день вполне презентабельно. Их главным недостатком можно считать небольшие размеры помещений и нестандартные, высоко расположенные окна. Еще один минус – из-за планировок «корабельных» квартир жильцам не так просто подбирать мебель.
Также Автовский ДСК строил в Сосновой Поляне дома серии 600.11, правда, в небольшом количестве. Такие здания в листингах рынка недвижимости относят к категории «новая панель». В них уже более толстые стены и внутриквартирные перегородки, относительно просторные помещения, в том числе санузлы, в которых хватает места и для стиральной машины. А вот с окнами снова вышел казус. Дело в том, что, проектируя «наследницу корабля», архитекторы отказались от низких, но длинных окон, напоминающих окна кают пассажирских морских лайнеров. И придумали новую изюминку – окна кухонь в виде буквы Г. Считается, что эти странные форточки предназначались для установки кондиционеров. Но, как можно убедиться, рассматривая фасады домов серии 600.11, эта идея не прижилась. Не случайно в позднейших модификациях серии Автовский ДСК отказался от своего сомнительного новшества.
Эксперименты продолжаются
МО Константиновское, вместе с соседним МО Сосновая Поляна, стал известен в последние годы благодаря организованным и неорганизованным митингам жителей, протестующих против программы реновации, которая подразумевает снос их домов, уплотнительную застройку, вырубку деревьев, повышение этажности застройки (район преимущественно пятиэтажный).
Именно с рассматриваемого округа компания «СПб Реновация» начала реализацию городской программы сноса хрущевок. На сегодня там уже построен один дом и быстрыми темпами возводятся еще два. Участок, ограниченный проспектом Ветеранов, улицей Пограничника Гарькавого, проспектом Народного Ополчения, улицей Летчика Пилютова (значительная часть МО), к 2019 году должен превратиться в современный европейский микрорайон. Сносу в первую очередь подвергнутся те самые пятиэтажки серии ГИ. В планах застройщика и освобождение участков, занятых кирпичными домами. Однако судьба этих домов окончательно не решена. По крайней мере, генеральный директор «СПб Реновации» Артур Маркарян в интервью БН сообщил, что если жители не хотят покидать свои дома, то никто их сносить не будет.
В архитектуре новых домов «СПб Реновации» тоже не обошлось без экспериментов с окнами. Только в «кораблях» они вытянуты в длину, а в новых зданиях Константиновского, напротив, в высоту – это узкие проемы от пола до потолка. Такое конструктивное решение вызвало критику многих местных жителей. Есть предположение, что высокие оконные проемы появились в проекте для экономии: якобы дешевле не закупать готовые панели с оконным проемом, а просто оставлять зазор между плитами.
Далеко, но недорого
По данным Центра исследований и аналитики ГК «Бюллетень Недвижимости», средняя стоимость квадратного метра на вторичном рынке жилья Константиновского – 85,3 тыс. руб. Это довольно дешево по сравнению со «средней температурой» по городу, составляющей 95 тысяч за «квадрат».
«Однушку» в панельном доме здесь сегодня можно приобрести приблизительно за 2,9 млн руб. В кирпичных домах такие квартиры стоят чуть дороже – от 3 млн. Интересно, что трехкомнатные квартиры в округе выставляются в среднем всего за 3,6 млн, в то время как в подавляющем большинстве округов Петербурга «трешку» дешевле 4 млн найти крайне трудно (если, конечно, не принимать во внимание квартиры в деревянных двухэтажках, расположенных в пригородных поселках вроде Левашово).
Невысокая цена квартир в округе не является следствием низкого качества жилищного фонда (все-таки наряду с хрущевками и «кораблями» здесь есть добротные кирпичные дома и «новая панель»). «Социалка» тоже ни при чем: нет особенного дефицита детсадов, школ, медицинских учреждений. Все дело в неважной транспортной доступности этого МО и вообще всей территории Сосновой Поляны. Без личного автомобиля здесь жить некомфортно.
В часы пик въезд в центр из этой части Красносельского района бывает затруднен, а в дачный сезон нередко встает Петергофское шоссе.
Тех же, кто живет и работает поблизости, Сосновая Поляна вполне устраивает. Ведь это хорошо укомплектованный социальными и торговыми объектами микрорайон с просторным парком под боком.