По данным Жилищного комитета, сейчас в городских многоквартирных домах насчитывается порядка 40 тысяч лифтов, из которых более трети подъемников (14 тысяч) выработали свой ресурс.
Полвека без капремонта
Согласно требованиям безопасности срок эксплуатации лифта составляет 25 лет, после чего требуется капитальный ремонт. На практике же в городе складывается ситуация, когда кабины, отработавшие четверть века, проходят техническую экспертизу. Она длится достаточно долго, и в это время подъемники не работают. По результатам обследований, в зависимости от состояния оборудования, в большинстве случаев принимается решение о продлении срока службы лифта еще на три-четыре года. Для подъемников, которые отработали свыше 30 лет, ресурс продлевают только на год, затем – снова экспертиза.
На сегодня в центральных районах города есть лифты, эксплуатирующиеся по 50 лет, то есть в два раза больше нормативного срока. Насколько безопасно пользоваться таким оборудованием, остается только догадываться. Последний смертельный случай, вызванный неисправностью лифта, в Петербурге был отмечен в феврале 2009 года в Василеостровском районе. Чиновники и жилищники опасаются повторения таких ЧП. Но денег на ремонт кабин не хватает ни в районных администрациях, ни в эксплуатирующих организациях.
«У нас в ЖКС № 3 Центрального района имеется 400 изношенных лифтов. Всего на обслуживании находится 657 единиц. В этом году нам удастся капитально отремонтировать лишь четырнадцать», – говорит начальник ЖКС № 3 Центрального района Елена Сербинова.
Запущенная отрасль
В Смольном признают: лишь для того, чтобы ликвидировать накопившийся десятилетиями капитальный недоремонт лифтов, уже отслуживших 25 лет, необходимо 40-45 млрд руб.
Необходимые средства, по словам начальника управления капремонта Жилищного комитета города Владимира Шаталова, планируется изыскать в рамках региональной Программы капремонта многоквартирных домов, рассчитанной на 25 лет. В общей сложности на нее хотят потратить 250 млрд. руб. «На этот год финансирование программы должно составить 7 млрд руб., из которых четыре, то есть больше половины от общей суммы, направят на лифты. На выделенные средства в 2014 году мы хотим капитально отремонтировать 1596 кабин. Ежегодно нам необходимо восстанавливать как минимум по 1200 объектов. И если мы будем выдерживать наши планы, а ежегодное финансирование останется на уровне 4 млрд руб., то устраним недоремонт в течение ближайшего десятилетия», – говорит он.
Однако уже в ближайшие годы количество лифтов, выработавших свой ресурс, может существенно возрасти. К критической отметке в 25 лет эксплуатации подойдут кабины в домах, построенных в конце 1980 – начале 1990-х годов. Как сообщили БН в пресс-службе Жилищного комитета, тогда в Петербурге было возведено около трех тысяч многоквартирных домов (всего в городе сейчас насчитывается 22,5 тысячи жилых зданий).
В конце 1980 – начале 1990-х годов в Петербурге строились в основном дома 504Д-2, 600.11 и 137 серий. Все это многоэтажки, в каждом подъезде имеется по два лифта: пассажирский и грузовой. И не исключено, что жильцам таких домов уже в скором времени придется все чаще подниматься по лестнице пешком.
Сколько денег дополнительно потребуется на ремонт лифтов, прояснять никто не берется. Видимо, чиновники планируют решать проблему согласно известному принципу – «по мере поступления», а недоремонт лифтового оборудования будет только накапливаться.
Справка БН
Если жильцы готовы пойти на дополнительные расходы, они могут приблизить дату капремонта или замены лифта в своем доме. На общем собрании собственников в этом случае необходимо принять решение о том, что владельцы готовы платить сверх установленного взноса на капитальный ремонт дома (сейчас два рубля с квадратного метра общей площади квартиры). В протоколе собрания должно быть прописано, что дополнительные средства пойдут именно на капремонт лифтов. После принятия такого решения жильцам надо обратиться в районную администрацию, а чиновники обязаны подготовить соответствующие предложения в региональную адресную Программу капремонта.
При этом собственникам нужно быть готовыми к тому, что собрать предстоит достаточно значительную сумму. Сейчас капитальный ремонт одного подъемника оценивается в 2,5 млн руб.