Создание фитнес-клубов во всем мире считается одним из самых прибыльных сегментов бизнеса, поскольку вложения минимальны (около $80–100 тыс.), срок окупаемости один-два года, а доходность около 40% годовых. Российский рынок фитнес-услуг сегодня один из самых быст-рорастущих в мире. В Петербурге, по подсчетам специалистов, открывается около тридцати фитнес-центров в год. В город приходят московские и международные сети. Они активно конкурируют, правда, пока лишь внутри одного формата.
Только для богатых
Сегодня большинство сетевых фитнес-операторов в Северной столице работают в премиальном сегменте. К ним можно отнести 10 клубов сети «Планета Фитнес», один клуб Reebok, два клуба под брендом MaxiSport. По прогнозам, в ближайшие годы количество «премиальных» клубов будет возрастать. Так, в 2008 году планируется открыть еще два центра Reebok в Петербурге. «Причем формат клубов сохранится и по занимаемым площадям – в среднем, около 3 тыс. кв. м, и по максимальному наполнению услугами», – рассказал генеральный директор сетей фитнес-клубов Reebok и MaxiSport Максим Игнатьев. Другая сеть, которая работает в высоком ценовом сегменте, «Планета Фитнес», наметила открытие в Петербурге нового клуба (38-го в сети) на декабрь 2007 года. Этим летом в Петербурге появится новый бренд Fitness House, который тоже относится к премиум-сегменту. Проект развивает президент «Евразии» Алексей Фурсов. Первый клуб сети, площадью 2,5 тыс. кв. м, откроется на Стрелке Васильевского острова вместо ночного клуба Plaza. Второй финтес-центр – 3 тыс. кв. м – открывается летом этого года на Пулковском шоссе в торговом комплексе «МасШтаб».
«То, что сейчас большинство клубов работают в премиальном сегменте – естественная для нашей страны ситуация, – считает директор по развитию сети клубов World Class Дмитрий Коробейкин. – Большинство новых товаров и услуг сначала осваивается людьми с достатком выше среднего. Сейчас наступает такой период, когда люди со средним уровнем доходов начинают понимать, что фитнес – это не предмет роскоши, а жизненная необходимость. Реагируя на возросшее качество жизни, компании начинают осваивать демо-кратичный сегмент». В среднеценовом сегменте на сегодняшний день в Петербурге работают девять клубов сети Sportlife и два клуба сети «ФизКульт» (новый проект компании World Class). Бренд «ФизКульт» появился на фитнес-рынке в прошлом году. Сеть World Class насчитывает семь клубов в Москве, Петербурге, Ростове-на-Дону, Саратове, в Иваново. К началу 2008 года, по планам компании, их будет десять. Для выхода на петербургский рынок World Class намерена инвестировать около $10 млн.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ:Вита Копосова, управляющий директор филиала сети фитнес-клубов Reebok и MaxiSport в Санкт-Петербурге На мой взгляд, фитнес-бизнес – один из самых динамично развивающихся направлений в нашем городе. Сравнивая тенденции открытия клубов с 2003 года, мы можем говорить как о развитии текущих сетевых операторов, так и о приходе на рынок новых игроков. Активно рассматриваются площади под постройки новых фитнес-клубов. Причем пользуются популярностью не только центральные районы города, но и так называемые спальные. Со стороны клиентов, безусловно, наблюдается больший интерес к занятиям фитнесом и, соответственно, более тщательный выбор удобного во всех отношениях фитнес-клуба. |
Формат формату рознь
При этом четкого понимания, что же такое премиальный сегмент и в чем его отличие от других, нет до сих пор. Дело в том, что рынок фитнес-услуг в Петербурге, несмотря на активное развитие, до сих пор остается незрелым и его параметры пока только формируются. Поэтому на сегодняшний день участники рынка, производя деление фитнес-центров на классы, ориентируются на цену абонемента. Так, фитнес-клубы со средней ценой годового абонемента 34–36 тыс. руб. можно отнести к премиум-классу. В набор услуг такого фитнес-центра традиционно входят: групповые занятия (шейпинг, аэробика и др.); тренажерный зал (как правило, отдельно зал силовых тренажеров, зона кардиотренажеров и зал сайклов); паркинг; сауна; бассейн; парные: турецкая, русская; салон красоты; SPA-салон. Соответственно, чем меньше услуг из списка может предложить фитнес-центр, тем меньше цена абонемента и тем ближе он к среднему сегменту. Среди сетевых клубов таких пока не много.
Большинство фитнес-центров расположено в центральной части Петербурга вдали от крупных жилых массивов. Многие из них находятся на приличном расстоянии от станций метро. При этом большинство клубов премиум-класса (более 70%) находятся на территории крупных торговых и развлекательных центров.
По словам участников рынка, с точки зрения эксплуатации удобнее всего организовать клуб в отдельно стоящем здании. Тогда клуб будет независим от внешних факторов и соседних арендаторов. Однако клуб, расположенный в отдельно стоящем здании, плохо окупается и не выдерживает конкуренции с офисной и коммерческой недвижимостью. Поэтому большинство центров сегодня открываются в составе ТРЦ. Другая причина – в возможности привлечения новых клиентов из числа посетителей ТРЦ, в том числе за счет проведения совместных рекламных акций. Хотя на территории ТРЦ могут быть ограничения по времени работы комплекса для посетителей и соответствию его инженерных или обслуживающих систем.
Перспективы
Сегодня фитнесом в России занимаются чуть более 300 тыс. человек, или лишь 0,2% населения. В настоящее время в нашей стране работает около двух тысяч клубов, из которых более трети находится в столице. По данным последних исследований, объем рынка составляет от $550 до $600 млн, из них $350–400 млн приходится на Москву.
Спрос в демократичном сегменте еще не удовлетворен, фитнес-клуб среднего класса по сравнению с премиальным имеет больший потенциал. Поэтому активно будет осваиваться среднеценовой сегмент. |
Рост благосостояния населения не успевает за темпами ввода новых премиальных фитнес-центров, поэтому конкуренция между последними растет. Специалисты считают, что развитие этого рынка в России продолжится за счет развития услуг для массового клиента. «Конечно, на сегодняшний день рост рынка возможен как в премиальном, так и в демократичном сегменте, – рассказывает Дмитрий Коробейкин. – Однако уже сейчас можно говорить о том, что в таких городах, как Москва и Петербург, рынок в сегменте «премиум» стремится к насыщению. Так как спрос в демократичном сегменте еще не удовлетворен, фитнес-клуб данного класса, по сравнению с премиальным, имеет больший потенциал. Именно поэтому в ближайшее время на рынке фитнес-услуг активно будет осваиваться среднеценовой сегмент».
Александр Гришин, генеральный директор ЗАО «ВМБ-Траст», считает, что занятия фитнесом входят в моду. Можно предположить, что старые операторы «премиум» не пойдут в средне-ценовой сегмент. Тогда неизбежно появление новых брендов. Крупные сети могут пойти по пути франчайзинга.