Именно в этот раз постановлением съезда были утверждены такие важнейшие определения, как «специалист по недвижимости – брокер», «специалист по недвижимости – агент». По сути, начата долгожданная легализация профессии, которая де-факто существует в России уже не первый десяток лет. Мы попросили вице-президента РГР прокомментировать для БН.ру это событие и поделиться своими впечатлениями о Х Национальном конгрессе по недвижимости.
Константин Николаевич, какие у вас ощущения после съезда? Сбылись ли ваши надежды?
Сбылись! Хотя я, честно говоря, на это не рассчитывал. Боялся, что когда я доложу делегатам съезда концептуально новый проект стратегии РГР, то услышу одни упреки. Ведь все новое поначалу воспринимается как минимум неоднозначно, а уж когда времени для того, чтобы понять, осмыслить - совсем немного, то споров не избежать.
Тем не менее, этого не случилось…
Да, мы без каких-либо серьезных препятствий приняли следующие определения профессий:
• Брокер по операциям с недвижимостью – физическое лицо, работник или индивидуальный предприниматель, осуществляющий действия по организации продаж услуг на рынке недвижимости с возможностью получения права подписи на договорах с клиентами и/или выполняющий административные функции в отношении подчиненных работников, прошедших аттестацию в установленном порядке в соответствии с Национальным стандартом «Риэлторская деятельность. Услуги брокерские на рынке недвижимости. Общие требования к квалификации Брокер по операциям с недвижимостью» и действующий в рамках трудовых или гражданско-правовых отношений с работодателем.
• Помощник Брокера по операциям с недвижимостью (Агент) — физическое лицо, работник или индивидуальный предприниматель, выполняющий действия по оказанию услуг при совершении операций на рынке недвижимости, прошедший обучение и аттестацию в соответствии с Национальным стандартом «Риэлторская деятельность. Услуги брокерские на рынке недвижимости. Общие требования к квалификации Брокер по операциям с недвижимостью» и действующий под руководством брокера в рамках трудовых или гражданско-правовых отношений с работодателем.
Кроме того, принято решение о создании единого федерального реестра специалистов рынка недвижимости.
Что он будет собой представлять?
Это пофамильный список всех российских агентов и брокеров. В нем будут указаны официальные данные каждого: фамилия, имя, отчество, номер и дата выдачи свидетельства об образовании, время начала работы в области недвижимости, данные об аттестации и членстве в профессиональной ассоциации.
Кто будет заниматься составлением этого, прямо скажем, внушительного документа?
Держателем реестра станет российская гильдия риэлторов, а подавать и обновлять данные будут региональные ассоциации – ведь именно они занимаются сертификацией и аттестацией на местах, у них имеется самые свежая информация о профессионалах рынка.
Реестр будет опубликован?
Конечно, в этом и состоит смысл его создания. Все желающие смогут найти его на сайте rgr.ru.
Можно ли теперь, после съезда, говорить о наличии на рынке недвижимости системы допуска к профессии?
Можно говорить о том, что мы приступили к ее созданию. И определения профессии, и решение о создании федерального реестра приняты именно для того, чтобы повысить требования к квалификации специалистов.
Надо понимать, что, по сути, сегодня уже ни одна сертифицированная компания не имеет права приглашать на работу агентов и брокеров, не аттестованных профессиональной ассоциацией. Вот это очень важно
Если мы повышаем требования к сотрудникам компаний, то надо думать, что и сотрудники захотят повысить свои требования к работодателю. Как сегодня обстоит дело с формированием профсоюза риэлторов?
Вы поймите одну вещь: профсоюз нужен тогда, когда речь идет о наемных работниках, получающих стабильную заработную плату. В риэлторском бизнесе традиционно работодатель делится с работником процентами от прибыли – а значит, это уже иные отношения.
Получается, что нет сотрудников – есть бизнес-партнеры?
Совершенно верно. Есть частные предприниматели, которых президент РГР Александр Романенко в своем отчетном докладе недвусмысленно призвал платить налоги самостоятельно. Ведь ни для кого не секрет, что сейчас в большинстве случаев налоги за агентов платят компании. Если эта ситуация изменится – будет и долгожданное индивидуальное членство в ассоциациях – и не единичное, как сейчас, а массовое, как в США.
Член Совета оперативного руководства РГР, глава корпорации «Жилищная инициатива» Андрей Ликефет придерживается иного мнения…
Правильно, ведь у него другой бизнес. Он не риэлтор, он девелопер, и большая часть персонала в его компании – именно наемные сотрудники. А значит, им не избежать профсоюза.
Давайте поговорим об аттестации – и о том, хотят ли ее сами агенты. Ведь можно продолжать работать и по старинке, вы не находите?
Нет, не нахожу. Смотрите: в каждой сделке участвуют две стороны, так? Допустим, вы как агент представляете интересы покупателя, а другой агент – интересы продавца. Вы профессионал, а он нет. Вы отлично разбираетесь в современном законодательстве, а он путает реестр с кадастром. Что вас ждет в итоге?
Разочарование?
На разочарование у вас нет времени, вам сделку надо довести до конца – а значит, вы будете делать двойную работу: за себя и за того парня. А комиссионные получите те же самые, как если бы на стороне продавца выступал настоящий профи. А теперь скажите, положа руку на сердце: зачем вам все это? Не лучше ли пройти аттестацию самому – и знать наверняка, что любой агент, который выходит на сделку, тоже ее прошел и отвечает перед клиентами своим аттестатом и членством в ассоциации?
С моей точки зрения любой профессионал кровно заинтересован в том, чтобы на рынке не было недоучек.
Итак, заинтересованность есть – или, по крайней мере, должна быть, стандарты разработаны, осталось только убедить законодателей, не так ли?
Да, я считаю, что эта ситуация идеальна для того, чтобы разработать и принять соответствующий закон. Ведь гораздо проще закрепить сложившийся и воспринятый деловым сообществом опыт, применить существующие и зарекомендовавшие себя на практике технологии регулирования, нежели сидеть и выдумывать чего-то, что не будет работать.
Конечно, всегда есть два пути. Можно выбрать революционный способ: создать и апробировать на практике инструменты саморегулирования – и только потом закреплять это законодательно. Именно это мы делаем сейчас.
Можно идти другим путем: сначала написать закон, а потом постоянно его видоизменять.
Второй путь, по-вашему, совершенно неприемлем?
Отчего же? И тот и другой путь – вполне нормальный. Но во втором случае неизбежны существенные потери для профессионалов рынка.
Почему же?
Это очень просто: если сами профессионалы не могут договориться друг с другом о том, как самих себя регулировать, то уж законодатели этого точно не знают.
Я глубоко убежден в том, что без профессиональной ассоциации, которая несет в себе элементы саморегулирования, невозможно создать законодательное поле, которое начнет эффективно регулировать бизнес. И это применимо к любому роду деятельности.
Ведь никто в Думе не пытается создать инструкцию по выпеканию тортов, не правда ли? На это есть кондитеры и их профессиональные стандарты, которые они сами же и разрабатывали. А теперь представим на минутку, что депутаты решили поучить кондитеров их ремеслу – сколько класть масла, сколько муки, сколько лить коньяка…
Да уж, пироги не должен печь сапожник…
…а сапоги тачать – пирожник. Каждый пусть занимается своим делом.
Константин Николаевич, а вам не кажется, что как раз сейчас настала пора расширять горизонты информационной политики РГР?
Безусловно. Мне очень близка мысль, которую высказывал в своем докладе на секции «Управление ассоциациями» Юрий Карамаликов: власть пока еще может игнорировать точку зрения профессионального сообщества - но почему? Только потому, что общественность не знает о том, что делает это профессиональное сообщество. Как только общественность будет проинформирована должным образом о деятельности ассоциации, власть уже не сможет отмахнуться от профессионалов.
XVI cъезд РГР можно считать революционным?
На мой взгляд – конечно, потому что были озвучены совершенно конкретные вещи, и повторюсь: они не вызвали аллергии. Я убедился в том, что сейчас бизнес адекватно воспринимает системные предложения по развитию – и понимает необходимость усиления саморегулирования и формирования инструментов доступа к профессии.
Что вы скажете о Х Конгрессе по недвижимости, который состоялся сразу вслед за съездом?
С точки зрения технологий, Конгресс с каждым годом растет в качестве. В этом году мы внесли изменения в формат: сделали одну – и самую крупную – брокерскую секцию. И это оправдало наши ожидания.
В этом году регистрация на Конгресс была прекращена на месяц раньше. Получается, все не уместились?
Да, количество желающих зарегистрироваться росло в геометрической прогрессии. У нас не получилось найти в Петербурге такое здание, где был бы и зал, который бы вместил в себя всех участников, и несколько просторных помещений для секций.
Даже здесь (в гостинице «Санкт-Петербург» - прим. ред.) помещения не соответствуют нашим требованиям – хотя вы сами видите, что они не маленькие. И, тем не менее, на некоторых секциях люди стояли.
Я понимаю, что прекращать регистрацию досрочно – это не вполне корректно по отношению к участникам конгресса, но другого инструмента мы, к сожалению, пока предложить не можем.
Марта Савенко,
главный редактор интернет-портала MosRealt.info,
специально для БН.ру