Ввести ограничения на розничную продажу алкогольных напитков с содержанием этилового спирта свыше 15 градусов потребовало новое федеральное законодательство. Крепкий алкоголь также будет запрещено реализовывать в местах массового скопления граждан: на вокзалах, в аэропортах, на ж/д платформах и станциях метро, на территории оптовых торговых рынков и объектов военного назначения. Одобренный Смольным документ устанавливает коридор удаления от запретных объектов – не менее 50 и не более 150 м. Конкретные границы в индивидуальном порядке должны будут очертить муниципальные органы власти, с учетом специфики своих образований.
Обсуждение законопроекта на заседании правительства вызвало бурные дискуссии. Как выяснилось, федеральные законодатели не сделали разграничений между кафе и ларьками. В итоге под удар попадут многие популярные рестораны, прочие точки общепита, у которых, по разным оценкам, до 30–40% оборота приходится именно на алкоголь. Попутно критике был подвергнут и текст местного законопроекта – в нем сразу выявили «коррупционную» составляющую. По словам вице-губернатора Александра Вахмистрова, можно отмерять запретное расстояние «от входа до входа», а можно – до «забора». Тем не менее документ решили в принципе одобрить, с тем чтобы в дальнейшем довести его до ума.
«Нововведения могут серьезно нарушить торговую инфраструктуру и нанести серьезный ущерб малому и среднему бизнесу. По сути, всем ресторанам в центральной части города впору закрываться», – констатировала губернатор Валентина Матвиенко и дала поручение продумать, как – оставшись в рамках требований федерального законодательства – не навредить рестораторам и ритейлерам. Для доработки проекта будет создана согласительная комиссия из депутатов и чиновников, которые подготовят пакет поправок ко второму чтению документа в городском парламенте. Одновременно Смольный планирует выйти с законодательной инициативой в Госдуму, чтобы вывести из-под алкогольного запрета объекты общепита.
Первый замглавы Комитета по экономическому развитию, промышленной политике и торговле Николай Архипов считает, что не все так трагично для бизнеса. «Выданные предпринимателям лицензии на торговлю спиртным имеют срок действия до пяти лет. Так что пока что им не о чем беспокоиться», – говорит он. Представитель губернатора в ЗС Михаил Бродский придерживается противоположного мнения и полагает, что в ходе «антиалкогольной» кампании эти лицензии с легкостью могут быть отозваны.