Про пятиэтажки в свое время ходила шутка о том, что Хрущев «совместил ванную комнату с уборной, но не смог совместить пол с потолком». В 1955 году, с выходом Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», собственно, и началось индустриальное домостроение. Документ предписывал к 1 сентября 1956 года разработать «новые типовые проекты жилых домов в два, три, четыре и пять этажей… используя при этом лучший отечественный и зарубежный опыт».

Серия 1-507 – самый массовый, самый теплый, и, пожалуй, самый удачный тип питерских хрущевок. Планировка блок-секции с четырьмя квартирами на этаже позволяет вписать однокомнатную квартиру и «трешку», либо две «двушки» со смежными комнатами. Таким образом, только трехкомнатные квартиры могли заселяться коммунальным способом

Перевод жилищного строительства на индустриальные рельсы был призван обеспечить светлое будущее, в котором нет места коммунальным квартирам. И пусть в трехкомнатную квартиру предполагалось поселить семью из трех поколений, зато в каждой – были своя ванна и миниатюрная кухня. Нормативы образца 1957 года допускали устройство жилых помещений высотой от 2,5 м, кухонь от 4,5 кв. м, смежных комнат и совмещенных санузлов. Минимальные площади спален – от 6 кв. м на одного человека, и от 8 кв. м на двоих, общей комнаты – не меньше 14 кв. м. В качестве обязательных элементов в квартирах предусматривались кладовая или встроенный шкаф.

В Ленинграде массовое жилищное строительство вели четыре домостроительных комбината (ДСК) – Полюстровский, Обуховский, Кузнецовский и Автовский, для которых разрабатывались «фирменные» серии пятиэтажек. Год от года в первичные проекты вносились корректировки и улучшения.

«Двушки» по ценам «трешек»
Сегодня цены на хрущевские «однушки» (31-33 кв. м) в хорошо сохранившихся домах в спальных районах «серединной» зоны Петербурга, недалеко от станций метро, стабильно держатся возле отметки 3 млн руб. Но по таким ценам порой предлагают и миниатюрные квартиры в малогабаритных новостройках, и в панельных «кораблях», и так называемые дворницкие в старом фонде. Зато у двух- и трехкомнатных хрущевок ценовых конкурентов нет. К примеру, предложение «двушек» в домах серии 1-335ЛГ со смежными комнатами площадью 42 кв. м, а также самых доступных «трешек» в пятиэтажных домах серии ГИ (41 кв. м) стартует с отметок 3,5 млн руб. То есть – это самые демократичные по ценам петербургские квартиры.

Пятиэтажки серии 1-335 – самые «холодные» из всех типов хрущевок, а во всех квартирах – смежные санузлы. В двух- и трехкомнатных квартирах присутствуют просторные кладовки и смежные комнаты

В нашем веке панельные хрущевки то начинали модернизировать, то в массовом порядке приговаривали к сносу. Но если, к примеру, в столицах прибалтийских стран панельные дома того периода подвергли тотальной модернизации и они изменились до неузнаваемости, то в нашем городе разговоры о санации пятиэтажек к настоящему моменту сошли на нет. Ведь зачастую кварталы хрущевок располагаются на территориях, имеющих низкую плотность застройки, но при этом – высокую градостроительную ценность.

Эксперты полагают, что в обозримом будущем цены на квартиры в пятиэтажках могут подвергнуться корректировкам, причем как в ту, так и в другую сторону: все зависит от того, насколько «понравятся» горожанам первые итоги программы реновации хрущевских кварталов (результат увидим уже в этом году).

Главные недостатки панельных пятиэтажек – вовсе не малые метражи квартир (современные строители порой предлагают и менее просторное жилье), а неважная звукоизоляция и стены, которые не держат тепло. Но есть у хрущевок и серьезные преимущества перед другими типами квартир. Во-первых, дома первых массовых серий – благодаря легкости конструкции и, соответственно, низким нагрузкам на фундамент – имеют неплохой запас прочности и вполне ремонтопригодны. Во-вторых, основные кварталы городских хрущевок – давно уже не окраины.

Кто есть кто в пятиэтажном Петербурге
Самый массовый и самый удачный тип питерских пятиэтажек первого поколения – дома серии 1-507ЛГ. После постановки 507-й серии на конвейер Кузнецовского ДСК в 1959 году ее модификации начали строить практически во всех районах до 1972 года. Но основные кварталы таких домов расположены в непосредственной близости от предприятия-производителя – в Московском районе (вдоль Витебского проспекта) и Купчино.

Из всех панельных пятиэтажек первого поколения 507-я серия – это самые теплые дома. Фасадные панели в них отделаны белой керамической плиткой с цветными вставками, которая хоть и посерела от времени, но не осыпалась. Во всех квартирах есть встроенные шкафы или кладовки, причем в двух- и трехкомнатных квартирах они весьма вместительны – до 2,5 кв. м. Площади кухонь – от 5,5 до 6 кв. м. Смежные санузлы есть только в однокомнатных квартирах (правда, не во всех модификациях).

Пятиэтажкам серии 1-335ЛГ, широко распространенным в Калининском районе, повезло меньше. На Полюстровском ДСК их начали производить в 1959 году и сняли с производства в середине 1960-х, когда выяснилось, что наружные панели, являющие собой «слоеный пирог» с намокающей минватой, непригодны для местного климата. Они не хранят тепло и гораздо хуже, чем керамзитобетонные панели 507-й серии «держат» керамическую облицовку. Тем не менее во многих регионах СССР, на базе «ленинградской» 335-й серии вплоть до 1972 года возводили пятиэтажки, семи-, и девятиэтажные дома, в том числе и сейсмостойких модификаций. Таким образом, это весьма прочные по конструкции здания, а утепление фасадов и кровли могли бы на десятилетия продлить срок их службы.

Хрущевки серии ОД копируют московские «дома Лагутенко» - образцовую серию К-7, а их наружные стены, утепленные прослойкой минваты, давно уже не держат тепло. Зато у квартир вполне «гуманные», по сравнению с другими пятиэтажками первого поколения, планировки: кухни около 7 кв. м и раздельные санузлы.

Планировки квартир здесь похожи на те, что в домах 507-й серии: имеются балконы и вместительные кладовки («тещины комнаты»). Ключевое отличие только в том, что совмещенные санузлы (есть и модификация с «сидячими» ваннами) и миниатюрные прихожие позволили увеличить площади кухонь до 7 кв. м. Во всех квартирах, кроме тех, что на первых этажах, есть балконы.

Дома серии ОД в массовых масштабах возводились Обуховским ДСК в Невском районе. Есть также небольшой массив в Купчино (близ станции метро «Бухарестская», между Бухарестской улицей и Волковским проспектом), а также фрагменты точечной застройки в разных частях Московского района. По планировочным характеристикам эти дома являют собой копию «образцовой» московской серии К-7 (знаменитые «дома Лагутенко»). В них приличные, по сравнению с другими хрущевками, планировки: раздельные санузлы, не самые маленькие кухни (около 7 кв. м), просторные комнаты правильных (то есть близких к квадратным) пропорций от 11 до 18 кв. м. Ни лоджий, ни балконов в таких домах нет, зато двух- и трехкомнатные квартиры, как правило, двусторонние.

По теплопотерям эти дома – одни из самых проблемных. В наружных стеновых панелях здесь, также как в 335-й серии, предусмотрена прослойка из минераловатного утеплителя, которая за долгие годы эксплуатации вымокла и разрушилась.

Стратегические отличия пятиэтажек серии ГИ (Автовский ДСК, основные массивы – в Кировском и Красносельском районах) от других хрущевок – наружные стены из газобетонных панелей и планировки, в которых действительно угадываются заимствования «лучшего зарубежного опыта» социального жилья. В этих домах также нет ни балконов, ни лоджий, а на этаже располагаются две квартиры. Из-за этой планировочной особенности одно- и двухкомнатным квартирам в базовом проекте места не нашлось. Зато трех-, четырех- и пятикомнатные – двусторонние, а в торцевых секциях трехсторонние. Это демократичные семейные квартиры: в них есть 15-16-метровые «залы», через которые можно пройти в миниатюрную кухоньку, отделенную от гостиной проемом (в ранних модификациях он не имел двери, а изолированные кухни в таких квартирах, скорее всего, – следствие более поздних перепланировок), а также крохотные спаленки от 6 до 8 кв. м. Санузлы – только смежные.

В пятиэтажках серии ГИ одно- и двухкомнатных квартир нет, только трех- и четырехкомнатные с миниатюрными комнатами и входом на кухню через гостиную. «Однушки» и «двушки» собраны в восьми- и девятиэтажных одноподъездных «точках»



Кроме пятиэтажек серия ГИ включает в себя одноподъездные восьми- и девятиэтажные «точечные» дома (см. план), где собраны «однушки» и «двушки» (которых, напомним, нет в пятиэтажках). Причем однокомнатные квартиры в таких «точках» – это прототип современных квартир-студий: они имеют площади 23 или 27 кв. м, комнаты 12 или 16 кв. м и кухни-ниши 4 или 5 кв. м с проходом через жилую комнату.

Что касается наружных стен из газобетонных панелей, то их способность хранить тепло зависит от состояния. В прошлом десятилетии некоторые такие пятиэтажки модернизировали и утеплили. Но у подавляющего большинства «панелек» серии ГИ на мониторе тепловизора межпанельные швы «светятся» изнутри от теплопотерь.

Планировки переходного периода
Какие планировочные решения квартир более всего распространены в хрущевках? Во-первых, стандартный для панельной пятиэтажки шаг поперечных стен (3,2 м) привел к появлению узких, как вагоны, комнат с окном в торце (в «панельках» того периода нет помещений шириной больше 3,1 м).

Во-вторых, изучая планировки домов разных серий, можно заметить, что рядовые блок-секции, как правило, состоят из «двушек» со смежными комнатами. Однокомнатных квартир в панельных пятиэтажках мало: они плохо вписывались в поэтажные планы, предполагающие наличие двух или четырех квартир на этаже. Трехкомнатных в хрущевках тоже меньше, чем в домах более поздней постройки. Правда, есть варианты, когда вместо двух соседних двухкомнатных квартир предусматривались трех- и однокомнатная.

Межквартирная звукоизоляция при таком «разделе имущества» практически отсутствует. Тем не менее – благодаря такой квартирографии – в пятиэтажках, сплошь состоящих из квартир со смежными комнатами, нечасто встречаются коммуналки. Квартиры в торцевых секциях чаще всего несколько отличаются по планировкам. В них могут быть не только дефицитные «однушки», но и «двушки» с изолированными комнатами.

В хрущевках нет утепленных цокольных этажей и чердаков, поэтому верхние квартиры перегреваются летом и подмерзают в морозы, а жители первых этажей порой вынуждены жить в условиях повышенной влажности и дышать испарениями от прохудившихся труб в подвале.

Зато конструкторы хрущевок, в отличие от разработчиков «панелек» последующих поколений, еще не догадывались, что линолеум можно стелить непосредственно на бетонное основание. Поэтому в панельных пятиэтажках, как правило, паркетные или дощатые полы, положенные на лаги из досок или бруса, обеспечивающие приемлемую межэтажную звукоизоляцию. Но пространство под полами в таких домах обычно заполнено песком с изрядной примесью строительного мусора. При их переборке ремонтники находят немало «артефактов» времен ударных пятилеток – водочные бутылки, консервные банки, завернутые в газету хлебные корки и селедочные скелеты. Такое заполнение перекрытий порой является главной причиной пыли и неприятных запахов. Новосел, начавший модернизацию квартиры с разборки пола и вывоза мусора, обычно отмечает, что после заливки новой бетонной стяжки пола атмосфера в жилище становится намного лучше.

Качественный ремонт квартиры в хрущевке подразумевает замену всех труб коммуникаций, сантехники, оконных и дверных блоков и позволяет получить практически новую квартиру, пусть и в доме, уже разменявшем полвека.

Текст: Филипп Урбан    Фото: Алексей Александронок