– В декабре прошлого года на совещаниях в администрации Всеволожского района несколько раз звучало предложение ввести мораторий на массовую жилую застройку. Почему?
– Развитие – это, конечно, замечательно, но идти оно должно сбалансированно и разумными темпами. А у нас застройщики бьют все рекорды. Если в 2011 году в районе было сдано 300 тыс. кв. м новых квартир, в 2012-м – 400 тыс. кв. м, то в прошлом – почти 650 тыс. кв. м.
Нас, власти районного уровня, эти достижения вовсе не радуют. Потому что разрешения на строительство крупных жилых массивов, таких как Кудрово, Мурино, Девяткино, самостоятельно раздают муниципальные поселения. А обязанность обеспечить новые кварталы социальной инфраструктурой ложится на плечи района. То есть решение принимают одни, ответственность несут другие. В результате появляются совершенно сумасшедшие проекты. Например, в поселке им. Свердлова сейчас живет около семи тысяч человек. Согласно Генплану муниципального образования около 400 га земли будет отдано под жилую застройку, причем – под высотное строительство. В результате число жителей поселка вырастет в 18 раз – до 120 тысяч.
В целом по Всеволожскому району картина не столь безумная, но тоже впечатляющая. Если все заявленные муниципалитетами планы будут реализованы, то к 2030 году наше население удвоится. Официально сейчас в районе проживает около трехсот тысяч человек. Еще около двухсот тысяч проживают без регистрации. А через полтора десятилетия – согласно Генплану – будет миллион. За такими темпами не успеют ни дорожное строительство, ни социальная, ни инженерная инфраструктура. Остается надеяться, что не на каждом отведенном под жилую застройку участке появится новый дом.
– То есть мораторий остался только идеей?
– К сожалению, «заморозить» строительство мы не можем. Земля находится в частной собственности, разрешения выдают муниципалитеты, а у нас, как и у региональной власти, практически нет рычагов, чтобы остановить эту вакханалию. Кардинально изменить ситуацию можно только, приняв федеральные законы, которые передали бы все полномочия в области архитектуры и градостроительства на уровень района. Муниципалитеты, утверждая проекты планировки территорий (ППТ) и принимая собственные генпланы, смотрят со своей колокольни. Картина в целом им не видна. Что и в какие сроки будет строиться на территории соседнего поселения? Сколько детских садов и школ можно будет построить в ближайшие годы исходя из наполнения районного бюджета? Где именно они будут строиться? Муниципалитеты этого не учитывают.
– Какие проблемы создает быстрый рост района?
– Абсолютно любой вопрос бери – это вода, транспортно-дорожная сеть, социальные учреждения – натолкнешься на проблему.
– Давайте возьмем водоотведение. Еще в 2009 году в Новом Девяткино строились дома, которые не к чему было подключать. Ситуация изменилась?
– Не слишком. Многие застройщики получают техусловия на подключение объектов к мощностям, которые существуют только на бумаге, затем строят дом, вводят его в эксплуатацию. А куда девать сточные воды? В Капральев ручей сливают. Некоторые из построенных объектов до сих пор «обслуживаются» по такой схеме. Существующие комплексные очистные сооружения (КОС) не способны справиться с теми объемами канализования, которые возникнут в связи с вводом новых домов. Например, Мурино и Девяткино обслуживает КОС, построенный НИИ «Поиск» для собственных нужд. Его мощность – всего две тысячи кубометров в сутки. После сдачи всех жилых комплексов, строительство которых запланировано в этой части района, потребность в мощностях вырастет примерно в 50 раз.
– Капральев ручей – небольшой. Выход?
– Легче всего вопросы решаются с новостройками, наиболее близко расположенными к границам Петербурга: их обслуживание возьмет на себя городская сеть. Для подключения домов, расположенных дальше от КАД, в Девяткино и Новом Девяткино, будут построены новые очистные сооружения мощностью 50 тыс. куб. м в сутки. Участок выделили, деньги нашли, проект готов. Строительство может начаться уже в этом году, а завершится, как ожидаем, в 2016-м. Надеемся также, что НИИ «Поиск» примет разумное решение и передаст нам свои очистные под реконструкцию для увеличения мощностей. Если это случится, то мы успеем подготовить водоводы к моменту сдачи жилых массивов.
– Как обстоят дела на других активно застраиваемых территориях – Кудрово, Янино?
– Новостройки в названных населенных пунктах подключаются к городским инженерным сетям. Проблемы начинаются дальше – в Колтушах. Там водовод такой старый, просто труха. Без реконструкции его мощность увеличить невозможно.
– Наибольшие проблемы из-за отставания социальной инфраструктуры также ожидаются в Мурино – Девяткино?
– Мест в единственной новодевяткинской школе уже не хватает. Но вот с очередью в детские сады пока справляемся. Запускаем в этой части района несколько садиков, построенных как за счет бюджета, так и застройщиками в рамках программы «Социальные объекты в обмен на налоги». В Мурино застройщики запланировали 13 садиков, в основном – встроено-пристроенные, небольшие, на 30-50 мест. Это снизит остроту ситуации, но, на мой взгляд, полностью проблему не решит. Очередь в дошкольные учреждения на новых территориях будет.
То же самое можно сказать о Всеволожском районе в целом. В 2014-2015 годах мы собираемся построить 16 дошкольных учреждений, и к 1 сентября 2015 года закрыть существующую очередь. Но это – без учета новых жителей района. Исходя из заявленных объемов строительства, по моим подсчетам, необходимо в течение пяти лет ввести дополнительно 40 детских садов. Успеем? Не успеем?
– Где предвидите самые большие проблемы с социальной инфраструктурой?
– Как ни странно, это не вновь осваиваемые территории (там застройщики проектируют образовательные учреждения), а давно обжитой город Всеволожск. Деньги на садики есть – как из районного бюджета, так и средства, выделяемые по программам софинансирования из регионального и федерального бюджетов. Но мы просто не успеваем их освоить. На один детсад три года уходит. Год проектируем, год – торги устраиваем, которые то переносятся, то отменяются. Потом год строим. Застройщики свои детские сады очень быстро возводят.
Например, компания «ЦДС» в Мурино построила трехэтажный – со спортзалом, буквально с мая по декабрь прошлого года. Запустим его уже в первом квартале этого года. Хотелось бы, чтобы пришла строительная компания, способная построить 20-30 детсадов на отведенных площадках, тогда бы мы успели создать социальную инфраструктуру к вводу новых кварталов.
– Развитие дорожно-транспортной сети тоже отстает?
– Строительство дорог вне компетенции районных властей, этот вопрос решают на уровне региональном, а порой даже на федеральном. Но о потребностях сказать могу. Наши дороги были спроектированы в то время, когда во Всеволожском районе проживало около ста тысяч человек. Сейчас дорог явно не хватает.
Самая проблемная точка – Мурино. Здесь строительство идет не только на областных землях, но и на городских – имею в виду жилой комплекс «Новая Охта», расположенный за КАД, у съезда на Токсовское шоссе. Съезд, как и въезд в город через тоннель, уже сейчас перегружен. Если не появятся новые дороги, то уже через год на Токсовском шоссе будет коллапс. Нам нужна как минимум одна дорога от деревни Новая в сторону Кузьмолово. Проект сделан, но о реализации пока речь не идет. Рассматривается вариант строительства платной дороги на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП). Застройщики заинтересованы в появлении этого объезда, чтобы поток грузовиков шел в обход возводимых ими жилых комплексов, так что, возможно, ГЧП окажется вполне жизнеспособным решением.
В районе вообще не хватает связей между населенными пунктами. От Кузьмолово и Токсово всего семь километров до Всеволожска. А прямой дороги нет, в райцентр жители добираются через Петербург. Необходимо продление Колтушского шоссе мимо ЦРБ – на Кузьмолово, Токсово. Отсюда до Сертолово уже есть автострада, так что могла бы получиться довольно длинная трасса, параллельная КАД. Но вопрос упирается в передачу земель Министерства обороны региону.
Предлагаем также сделать проезд с Ржевки под КАД на Южный микрорайон Всеволожска и на поселок Кирпичный. Дорога остро необходима: как только будут сданы новостройки в микрорайоне Южный, Всеволожск встанет.
Нужна также дорога в западной части Мурино и Буграх. Изначально предполагали, что пустят новую трассу сквозь тоннель под КАД с выводом на Гражданский проспект. Город отказался, мотивировав тем, что Гражданка вся встанет. Сейчас собираются строить дорогу от Мурино в сторону Бугров с выводом на проспект Культуры. Но в западной части Мурино бурная застройка начнется несколько позже, году в 2017-2018-м. Соответственно, еще есть время успеть построить дороги.
– А есть примеры строительства транспортной инфраструктуры опережающими – по сравнению с ЖК – темпами?
– В Янино на 2014 год запланировано расширение шоссе до четырех полос, а также отведены земли под строительство объездной дороги через Орово, чтобы пустить поток машин из Колтушей во Всеволожск через поля. Здесь есть шанс сделать так, как и должно быть: сначала построить дороги, а потом сдавать новые микрорайоны.
– И последний вопрос. Каких объемов строительства ожидаете в этом году?
– Надеемся, что сильного увеличения не будет. Ожидаем от 600 до 700 тыс. кв. м. Но если застройщики не снизят темпы (а они не слишком-то снижают), то можем и 800 тыс. кв. м получить.