– Петр Васильевич, когда следует ожидать принятия законопроектов?

– Дело в том, что кроме двух упомянутых законопроектов есть поправки к документу, которым нотариальная деятельность регулируется в настоящее время. Это «Основы законодательства РФ о нотариате». Поправки прошли все положенные в Госдуме чтения и подписаны Президентом РФ. Их принятие может сослужить законопроектам плохую службу. Если депутаты решать, что уделяют нотариату чрезмерно много внимания, то перенесут рассмотрение альтернативных законопроектов на более поздний срок.

– А чего участникам рынка недвижимости ожидать от вступления в силу обновленной версии «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате»?

– Во-первых, с 18 до 5 рабочих дней сокращаются сроки регистрации сделок с недвижимостью в нотариальной форме, а также свидетельств о праве на наследство.

Второй важный момент – по нотариально удостоверенным сделкам Росреестр не будет нести никакой ответственности. За любые ошибки отвечать будет только нотариус.

Третье нововведение – раньше документы на регистрацию могли подать только сам нотариус или его помощник. Теперь это может сделать и другой сотрудник нотариальной конторы, что избавляет процесс подготовки документов от избыточной заорганизованности.

– Вернемся к двум законопроектам. Кем они подготовлены? И какой из альтернативных проектов законов более отвечает ожиданиям нотариального сообщества?

Первый подготовлен Министерством юстиции РФ, второй – Комитетом Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. К достоинствам минюстовского варианта можно отнести подробное детализированное описание нотариального процесса. Безусловно, в документе есть и другие плюсы. Но все сводится на нет сохранением госнотариата и введением жесткого контроля деятельности нотариусов надзорными органами, включая полицию.

Поэтому мы лояльней относимся к законопроекту Комитета Госдумы по законодательству. По фамилии главы комитета документ получил неофициальное название «законопроект Крашенинникова». Данный вариант в отличие от минюстовского не предполагает параллельного существования институтов государственного и частного нотариата. И не видит необходимости в жестком контроле со стороны государства.

Соответственно, в идеале мы бы хотели принятия законопроекта Крашенинникова с добавлением детализации из проекта Минюста и с учетом предложений, выработанных в ходе публичных обсуждений этих документов в региональных нотариальных палатах.

– В каком-либо из внесенных в Думу проектов законов считается необходимым обязательное нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью

– Как раз в законопроекте Крашенинникова. Более того, в этом документе предусматривается внесение соответствующих изменений в другие законодательные акты, начиная с закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и заканчивая Гражданским кодексом РФ.

– Итак, главная претензия к министерскому законопроекту – избыточный надзор со стороны государства?

– Да. При этом нотариат – саморегулируемая организация. Мы в состоянии очистить ряды от недостойных специалистов без помощи полиции. Что, в частности, доказали за время существования частного нотариата.

– Какими, на ваш взгляд, должны быть взаимоотношения нотариуса и государства?

– Понятно, что абсолютно независимым нотариат не станет. Нам в своей профессиональной деятельности следует быть подотчетными. Но если контроль со стороны Минюста, его региональных отделений, а также судебный контроль обоснованы, то дополнительный надзор со стороны правоохранительных органов просто недопустим. Тем более, согласно законопроекту Минюста, правоохранительные органы получают право приостанавливать работу нотариуса по своему усмотрению. Но совершенно не затрагивается вопрос возмещения нотариусу ущерба в случае приостановления его работы по полицейской ошибке.

– Почему частные нотариусы выступают против существования государственных нотариусов?

– Государственный нотариат себя изжил. В стране работает порядка 7500 частнопрактикующих нотариусов и только 21 государственный. Из них 15 государственных специалистов – в Республике Тыва.

– Не секрет, что год от года доходы нотариусов сокращаются. Есть сегодня в стране регионы, где доходов нотариусов не хватает на содержание офиса?

– Во-первых, таких регионов немного. Обычно это отдельные районы Крайнего Севера либо Дальнего Востока. Во-вторых, согласно обоим законопроектам содержание нотариусов в таких регионах возьмет на себя Федеральная нотариальная палата. Кстати, в данном вопросе уже есть первый положительный опыт. Вологодская нотариальная палата доплачивает нотариусам, работающим в отдаленных районах Вологодской области.

– А в настоящее время, пока ни один законопроект не принят, внеплановые проверки нотариусов существуют?

– Конечно. По сигналам правоохранительных органов, заявлениям региональных управлений Минюста или жалобам граждан может быть назначена внеплановая проверка деятельности нотариуса. В комиссию входят представители управления юстиции и нотариальной палаты. Проверяется какое-то конкретное действие либо проводится выборочная проверка деятельности за определенный срок.

– А если взглянуть с другой стороны? Защищен ли нотариус от противоправных действий клиента?

– Ряд профессий государство действительно защищает законодательно. Например, более строго, чем в обычном порядке, наказываются лица, совершившие противоправные действия против судей. Однако мы не являемся государственными служащими. Поэтому каких-либо дополнительных мер в нашу защиту законодательство, увы, не предусматривает.

– Согласно планам законодателей в будущем для проведения сделок с недвижимостью между частными лицами предлагается использовать счет нотариуса. На ваш взгляд, это «убьет» услугу по предоставлению банковских ячеек?

– Это так называемый расчет по сделкам с недвижимостью через эскроу-счет нотариуса. Предлагаемая практика выдавит с рынка не только банковские ячейки, но и «серые» схемы расчетов, и уход от налогов при сделках с недвижимостью.

– Какие границы должны быть у понятия «нотариальная тайна»?

– Этот вопрос обязательно следует отрегулировать, какой бы из законопроектов ни оказался взят за основу. Мы невольно создали из нотариальной тайны священную корову. И такое положение вещей все чаще мешает работе. В чем-то мы должны научиться уступать. Приведу следующий пример. Согласно внутренним инструкциям сотрудник банка обязан проверить удостоверение нотариусом доверенности либо ее отмену. И пока нет публичных реестров, при помощи которых это можно было бы сделать, работник банка вынужден звонить нотариусу. Одни нотариусы подтверждают удостоверение такого документа, а другие, ссылаясь на профессиональную тайну, обсуждать вопрос отказываются.

Кстати, публичные реестры, которые появятся в следующем году, решат множество накопившихся проблем.

– Пожалуйста, поясните последнюю фразу.

– С июня следующего года действующая при Федеральной нотариальной палате Единая информационная система нотариата будет включать в себя следующие публичные реестры: о совершении нотариальных действий; об открытии наследства; об уведомлениях о залоге движимого имущества. То есть при обращении к нотариусу все перечисленные документы можно будет проверить. А ситуацию с залогом движимого имущества частное лицо сможет проверить и самостоятельно.

– В последнем реестре речь идет только о движимом имуществе?

– Если опыт окажется удачным, то реестр уведомлений о залоге недвижимого имущества ждать себя не заставит.

Текст: Игорь Чубаха    Фото: пресс-служба Нотариальной палаты Санкт-Петербурга