К такому выводу пришли участники круглого стола «Санкт-Петербург. Инвестиционный бум», который городское правительство провело в рамках Международного экономического форума. В дискуссии на тему проблемы инвестирования приняли участие более 200 представителей иностранных и российских компаний, а также главы отраслевых комитетов Смольного.

Притяжение капиталов

Усилия власти последних четырех лет по привлечению частных инвестиций  увенчались успехом. Прошлый год принес в экономику $5,3 млрд. иностранных вложений, что в 3,7 раз больше показателей 2005-го. Текущий год обещает побить и эту планку. Свою лепту в будущие инвестиционные рекорды внес Международный экономический форум. В частности, с компанией Suzuki был подписан контракт о строительстве автозавода в Петербурге. Инвестиции в создание производства составят порядка $115 млн. А городские власти уже замахиваются на размещение в Северной столице следующего, пятого автогиганта, правда, с кем конкретно пока не сообщают. «В нашем регионе будет выпускаться до 500 тысяч автомашин в год. Мы не скрываем своих амбиций превратить Петербург в автомобильную столицу России, а автомобильный кластер станет одной из доминант городской экономики»,- обещает председатель Комитета по экономическому развитию, промышленной политике и торговле Алексей Сергеев.

При всем том, большинство из проектов, реализуемых сегодня в Северной столице - инфраструктурного характера. По словам г-на Сергеева, сегодня насчитывается уже 16 масштабных начинаний, а их общий бюджет, включая федеральную подпитку, достиг 420 млрд. рублей. Крупнейшие – Морской пассажирский терминал, Западный скоростной диаметр (ЗСД), Орловский тоннель, аэропорт Пулково и др. Инвестиционную «копилку» Петербурга вновь наполнили. В рамках Экономического форума были утверждены очередные проекты, которые получат господдержку. Два из них касаются Северной столицы: строительство автодороги Москва- Петербург и скоростной железнодорожной трассы Хельсинки- Петербург. На эти магистрали Инвестфонд РФ в общей сложности выделит порядка 30 млрд. рублей.

Концессионные пионеры

По мнению экспертов, в Петербурге для инвесторов уже создано правовое поле, которое во многом прогрессивнее федерального. Но местные власти пока больше преуспели в привлечении промышленных инвесторов и научились решать их проблемы.  С воплощением инфраструктурных проектов ситуация гораздо сложнее, так как большинство из них реализуется на основе принципиально новой для России схеме – концессионной. Обкатывать новый механизм будут на проекте строительства ЗСД стоимостью $3,2 млрд. Напомним, что победитель конкурса, стартовавшего в конце прошлого года, определится в этом году. А в конце июня власти торопятся объявить новую концессию на другое масштабное начинание – строительство Орловского тоннеля через Неву стоимостью $980 млн.

По словам гендиректора ОАО «Западный скоростной диаметр» Игоря Лукьянова, начало реализации проектов в сфере государственного частного партнерства на практике выявило целый ряд проблемных вопросов. В частности, невозможность участия в одном проекте двух концедентов, негибкость механизмов предоставления земельных участков, жесткие сроки заключения концессионных соглашений и договоров аренды и пр. Управляющий партнер компании «DLA Piper» Ольга Литвинова говорит, что соглашение по ЗСД содержит более 20 оснований для его расторжения, а пределы рисков гораздо выше, чем могли бы ожидать первые концессионеры. «Еще одна проблема – компенсация затрат на участие в конкурсе. Один из консорциумов- претендентов на ЗСД, уже потратил порядка 10-15 млн. евро. Необходимо законодательно предусмотреть возможность частичной компенсации затрат участников за счет победителя. Иначе число конкурсантов будет ограниченным»,- считает Ольга Литвинова. 

Жилье для стратегов

Большинство проблем, препятствующие дальнейшему инвестиционному расцвету Северной столицы - общероссийского свойства. Как говорит исполнительный директор Петербургского отделения Американской торговой палаты в России Мария Чернобровкина, главные среди них – коррупция и бюрократическая волокита. «У России устойчивый имидж страны с высоким уровнем коррупции. Кроме того, зарубежному инвестору не объяснить, почему с момента принятия решения до начала строительства проходит 1,5 года»,- говорит она.

Еще проблемы – ограниченность ресурсов: энергетических, кадровых и других. Причем, региональный директор по Северо-Западу России компании «Kelly Services» Алексей Зеленцов уверен, что кадровый голод напрямую связан с жилищной проблемой - специалистам из других регионов, которых привлекают на стратегические стройки , попросту негде разместиться. Жилье в Петербурге уже стоит в 1,5 раза выше, чем в Финдляндии и странах Балтии. И властям нужно думать о строительстве доходных домов или спецобщежитий для трудовых мигрантов.

Глава КЭРППиТ Алексей Сергеев сообщил, что проблемой занялись. В частности,  Смольный одобрил проект закона о жилищном фонде коммерческого использования. Претендовать на помещения из него наряду с бюджетниками смогут работники компаний, реализующих крупные инвестпроекты. А председатель Комитета по строительству Роман Филимонов отметил, что в условиях инвестиционного бума недвижимость в Петербурге дешеветь не будет. И чтобы сделать жилье доступным, нужно довести среднюю зарплату в городе до уровня $1800-2000, что соответствует стоимости 1 кв. метра социального жилья. Судя по всему, обеспечить такие зарплаты и призваны новые инвестиционные стройки Северной

 

Текст: Александр Смирнов