– Анатолий Иванович, проект Стратегии социально-экономического развития Петербурга до 2030 года обсуждается с пятнадцатью общественными и профессиональными организациями. Зачем потребовались такие масштабные дискуссии?

– Когда мы еще только приступали к работе над проектом, то уже понимали: что такого уровня документ невозможно подготовить без учета мнения петербуржцев. Иначе Стратегия окажется непонятной и ненужной горожанам и ее будет трудно реализовать. Поэтому принцип открытости и всестороннего учета мнений стал для нас основополагающим. От общественных организаций ожидаем не просто факта ознакомления с предложениями чиновников, но прежде всего собственных инициатив и идей.

Мы уже получили много ценных замечаний. Все те предложения, которые вписывались в канву и методологию Стратегии, постарались учесть. В декабре планируем представить проект на заседании Экономического совета при губернаторе Петербурга и там также услышать замечания и предложения глав комитетов Смольного и членов Совета. В первом квартале 2014 года предполагаем вынести документ на рассмотрение городского правительства.

– В проекте представлено много показателей, которых Петербург должен достигнуть через 17 лет. Но, к примеру, не указано, какой процент коммунальных квартир планируется расселить и сколько квадратных метров жилья должно приходиться на каждого горожанина? Почему так получилось?}

– Действительно, в изначально подготовленном варианте документа его условно можно назвать «версией один», такие показатели отсутствовали. Но, как я уже говорил, работа над проектом идет постоянно, можно сказать, в ежедневном режиме. Сейчас, после обсуждения с общественными организациями, уже почти готова «версия два» проекта. Согласно ей, к 2030 году в Петербурге планируется расселить половину от имеющихся коммуналок. В настоящее время в городе насчитывается 89 тысяч таких квартир. Таким образом, расселиться смогут жителей 40-50 тысяч коммуналок. Пока что задачи полностью ликвидировать коммунальный фонд никто не ставит. Поясню: многие граждане сами не хотят уезжать из коммуналок, особенно если дома расположены в центре. Мнение таких петербуржцев важно учитывать. Переехать из коммуналок предложат лишь тем гражданам, которые желают проживать в отдельных квартирах. По нашим расчетам, к 2030 году на одного петербуржца будет приходиться 30 кв. м жилья. Впрочем, цифры еще могут незначительно измениться. Это произойдет в том случае, если появится необходимость внести коррективы по итогам обсуждения документа на Экономическом совете.

– Представляя Стратегию перед союзом промышленников Петербурга, вы, в частности, упомянули об использовании так называемого Северного железнодорожного полукольца для организации движения внутригородских электричек. Расскажите поподробнее об этом проекте.

– Да, действительно, речь идет об использовании железнодорожных линий РЖД в центральных районах Петербурга и его пригородах для организации пассажирского движения. Если проект удастся реализовать, то мы получим широтное и даже сквозное движение с севера на юг города. То есть – по аналогии с пригородными перевозками – внутри города будут курсировать электрички РЖД. Граждане смогут, например, доехать на них из Зеленогорска в Пушкин без пересадок на многочисленных вокзалах. Будут предусмотрены и остановки внутригородских электричек в центре Петербурга.

Раньше грузовые пути использовались для доставки товаров и оборудования между предприятиями, но сейчас многие из них простаивают. Если в «промышленном поясе», окаймляющем исторический центр и занимающем почти 10 тыс. га, появится новая транспортная артерия, то депрессивные территории получат шанс на развитие. По моему личному мнению, они должны быть со временем вовлечены в хозяйственный оборот и использоваться под строительство жилья, организацию деловых и рекреационных зон. Но четкого понимания, что делать с этим поясом, пока нет. Ведь сегодня у нас отсутствует  точная информация о собственниках и арендаторах участков на этих территориях. Сейчас наша задача – провести в ближайшее время инвентаризацию этих территорий и на основании полученных результатов приступить к подготовке концепции их развития.

В том числе мы должны оценить перспективы развития первого и второго районов Морского порта Петербурга. Уже сейчас мы понимаем, что нахождение этих объектов в черте города генерирует колоссальную транспортную нагрузку на дороги и приводит к постоянным пробкам. По существу, если нам не удастся оптимизировать деятельность первого и второго районов порта и существенно уменьшить количество грузоперевозок, то эффект от возведения ЗСД в ближайшее десятилетие станет минимальным. Уже сейчас нам необходимо форсировать создание системы так называемых аванпортов, куда можно было бы переводить портовые мощности из центра города. Высвобождаемые земли можно было бы направить под рекреационные цели. Это привлекательные прибрежные территории.

– В Стратегии говорится о строительстве к 2030 году новой дороги на основе КАД-2? Что имеется в виду?

– Пока мы предпочитаем называть ее «широтная магистраль», необходимая для развития прежде всего южных районов города. Предполагается, что часть участков дороги пройдет по территории Ленобласти. Сейчас там есть трасса А120, именуемая в народе «бетонкой». О планах реконструкции этой дороги говорят уже давно, но теперь нам стало очевидно, что без появления новой магистрали – чуть южнее «бетонки», мы просто не справимся с транспортными проблемами, которые могут возникнуть на юге Петербурга. Сегодня по Генплану там планируется массовое строительство жилья. По разным оценкам, количество жителей в южной части города может увеличиться на 700-800 тысяч человек. Один из крупнейших проектов – это город-спутник «Южный». Только он должен дать прирост в 130 тысяч жителей. Существующие дороги просто не смогут справиться с транспортными потоками. КАД-1 по существу уже «зажата» внутри города и является внутригородской магистралью. Потому нам нужна дублирующая дорога. Хотя здесь, конечно, придется работать уже совместно с властями Ленобласти и федеральными ведомствами.

– Кроме метрополитена, одним из приоритетов в развитии Петербурга должны стать легкорельсовые трамваи (ЛРТ). Пока у всех на слуху только проект ЛРТ для Пулково. Где еще, на ваш взгляд, должен появиться легкорельс?

– Окончательного решения по Пулково еще не принято. Не исключается до конца и возможность запуска по этому направлению аэроэкспресса. ЛРТ мы хотим использовать для отдаленных от центра районов. Особенно, для юга Петербурга. Здесь может появиться целых три линии: в сторону Пушкина, Красного Села, Колпино. Пока развитие метрополитена в южном направлении – это перспективы далекого будущего. Метро не будет бесконечно разрастаться в силу большой стоимости строительства и эксплуатации станций. Ограничены и планы Петербурга по расширению улично-дорожной сети. Мы не сможем бесконечно строить новые магистрали, чтобы решить проблему с пробками. Единственный выход – это создание продуманной и комфортной системы общественного транспорта, а также более сбалансированное развитие городских территорий.

Сейчас, например, в Петербурге насчитывается около 2,5 миллиона рабочих мест. Из них почти треть – 900 тысяч – сконцентрированы в центре. То есть получается, что жители спальных районов массово выезжают утром на работу с окраин, а вечером возвращаются домой. Отсюда пробки. Согласно Стратегии, к 2030 году петербуржцы получат возможность работать, посещать социальные учреждения в пределах одного района, а выезжать в центр по мере необходимости, в основном в культурных целях: посещение музеев, театров и т. д. Иначе Петербург просто встанет в транспортном коллапсе. Сейчас по уровню автомобилизации мы еще не достигли европейских показателей. У нас на одну тысячу жителей приходится 310 машин, в Европе уже – 410, и там люди в центре готовы пользоваться общественным транспортом и идти на ограничения по автомобильному движению. Мы постараемся, чтобы в окончательном варианте Стратегии, который утвердит Правительство Петербурга, были учтены интересы всех петербуржцев: и автомобилистов, и тех, кто перемещается по городу без машин.

Текст: Светлана Коваленко    Фото: Комитет по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга