Организатором мероприятия выступила Российско-Британская Торговая Палата в Санкт-Петербурге. В работе форума приняли участие российские и зарубежные эксперты рынка недвижимости и строительства. Они рассказали о последних изменениях и тенденциях в развитии наиболее крупных городских проектов.

Морские перспективы

По мнению руководителя направления индустриальной недвижимости компании Colliers International Кирилла Малышева, Кольцевая автодорога помогла решить очень многие проблемы, но при этом породила новые. «Один из основных недостатков КАД – недостаточное количество съездов с автомагистрали», – считает Кирилл Малышев. Основной грузопоток, по его словам, идет по московской трассе. Через нее, по разным оценкам, осуществляется около 25% от общего объема грузоперевозок в европейские страны через Петербург и Москву. Как отмечает г-н Малышев, сейчас в зоне КАД уже функционирует 13–15 развязок. Всего их планируется построить около 35 штук. Чтобы разгрузить Кольцевую, предусмотрено строительство и других магистралей – Западного скоростного диаметра, Центральной и Внутренней дуговой магистрали.

Много споров в последнее время вызывает и проект строительства Морского вокзала на насыпной территории в Финском заливе. Однако, по словам генерального директора ЗАО «Морской вокзал» Владимира Малика, плюсов в данном случае гораздо больше, чем минусов. В частности, он обратил внимание, что намыв увеличит транспортную доступность района и снизит количество пробок на Васильевском. Еще одно достоинство будущего терминала заключается в том, что он будет стимулировать развитие туризма в Северной столице. «Здание вокзала, которое существует сегодня, было построено в 1982 году, и, естественно, оно морально устарело. Кроме того, порт рассчитан на прием крупнотоннажных пассажирских судов, которые сегодня швартуются в грузовом порту, мешают работе грузового порта и составляют огромные неудобства для пассажиров», – отмечает Владимир Малик.

Офисные конкуренты

Немало внимания на форуме было уделено и вопросам инвестиционной привлекательности территорий Ленинградской области. Так, генеральный директор компании MEP Engineering Адриан Салтер считает, что сегодня на рынке загородной недвижимости предлагается достойная альтернатива дорогостоящим офисным центрам в черте города. Речь идет о пригородных бизнес-парках, располагающихся за пределами города и представляющих собой фактически самостоятельные малоэтажные кварталы с собственной инфраструктурой.

«Очевидно, что стоимость земли в пригороде намного более конкурентоспособна, чем в мегаполисе. Принимая это во внимание, мы можем увеличить пятно застройки и таким образом строить не в высоту, а в ширину», – отметил г-н Салтер. По его мнению, такой способ возведения зданий позволяет упростить проектные и конструкторские решения и, в конечном итоге, сократить сроки строительства. Кроме того, в бизнес-парках, как правило, существует несколько типовых зданий, за счет чего строительство происходит этапами. Благодаря этому упрощается и финансирование проекта. Резюмируя сказанное, Адриан Салтер подчеркнул, что возведение бизнес-парков в пригородах сопряжено с меньшими рисками, чем строительство иных объектов недвижимости.

В ходе форума также были затронуты вопросы, касающиеся практики применения международного опыта развития рынка недвижимости в Петербурге, реализации проектов реконструкции в историческом центре города и т. д. Кроме того, эксперты рассмотрели вопросы строительства многоэтажных домов, таун-хаусов и коттеджных поселков.

Текст: Татьяна Елекоева