Рядовые собственники квартир в столичных городах России в большинстве Адама Смита наверняка не читали, однако, наблюдая в недавнем прошлом неуклонное повышение рыночной стоимости их недвижимости, возможно, задумывались над тем, насколько увеличивается при этом их реальное богатство. Номинально оно, действительно, увеличивается – и тем не менее если публично назвать рядового горожанина «рублевым миллионером», то он скорее обидится, чем возгордится.
Для массы горожан собственная квартира есть всего лишь насущная необходимость, об удобствах они лишь мечтают: теперь же, когда цена приобретения этих удобств на открытом рынке (не говоря уже о роскоши) пропорционально увеличилась, они при той же заработной плате могут мечтать и далее. Ранее недоступное стало лишь более недоступным.
В этом отношении перевод рекламных прейскурантов на «законное» рублевое выражение для рядовых участников квартирного рынка мало что меняет. Для жителей малых городов России рубль и раньше был единственно доступным эквивалентом, что же касается столиц, то здесь доллар хотя и считался обычным средством платежа, тем не менее чаще использовался всего лишь как счетные деньги.
Таковым, вероятно, он и останется – как «идеальная мера» стоимости для рынка недвижимости. В рекламе он, разумеется, будет фигурировать как рубль, однако это тот случай, что и в популярном детском мультфильме: насколько длинный удав? Два слоненка, или пять мартышек, или тридцать восемь попугаев. Патриоты российской недвижимости могут быть довольны: в попугаях она длиннее.