В последние дни осени «Бюллетень Недвижимости» пригласил на круглый стол руководителей агентств недвижимости. Мы попросили опытных риэлторов-практиков поделиться с читателями стратегией и тактикой продажи квартир в современных рыночных реалиях, характеризуемых аналитиками как период стагнации или застоя.
Традиционное оживление в этом году началось позже, чем обычно. «Действительно, осенью в течение нескольких недель ценовые мониторинги показывали минус. А такая статистика негативно действует на принятие решений о покупке», – отмечает заместитель генерального директора АН «Бекар» Леонид Сандалов.
Конъюнктура рынка внешне выглядит благоприятной. По данным Центра исследований и аналитики ГК «Бюллетень Недвижимости», цены на жилье с начала лета и до октября ни разу радикально не снижались (индикатор средней цены предложения за год только однажды опустился ниже отметки 95 тыс. руб. за кв. м – на майские праздники). Летом наметились признаки торможения: цены продолжали расти, но при этом увеличивались сроки экспозиции объектов в листингах, а также, по данным риэлторов, уменьшалось количество звонков, просмотров объектов и сделок. Прогнозы на осень разошлись: одни предсказывали падение цен, другие – скачок, обусловленный активизацией отложенного спроса. Истина, как водится, оказалась посередине.
Переменчивость настроений покупателей отмечает и заместитель директора АН «Адвекс-Приморский» Людмила Ермолаева. По ее словам, «традиционная российская игра “Паника”» носит выраженный сезонный характер. «Рост интереса к малогабаритным квартирам в значительной степени спровоцирован обсуждением проваленной пенсионной реформы. Люди хотят обеспечить себя жильем, чтобы на старости лет сдавать его в аренду – о такой мотивации наши агенты регулярно слышат от покупателей», – говорит она.
Круговорот жилья на рынке
Участники круглого стола охарактеризовали ситуацию на квартирном рынке как вполне рабочую и благоприятную для продавцов, участвующих во встречных сделках и коротких обменных цепочках. По крайней мере, сегодня, выставляя квартиру на продажу, можно быть уверенным, что присмотренные варианты «встречек» в ближайшие недели не подорожают, как это случалось в периоды разгона цен.
Какие квартиры, по мнению участников круглого стола, относятся к группе риска с точки зрения ликвидности? По мнению Леонида Сандалова, это прежде всего просторные квартиры в домах старого фонда и кварталах «сталинской» застройки: их спасает только то, что на рынке таких объектов относительно немного. Круг покупателей, страдающих ностальгией по дворам-колодцам, сегодня узок. А приобретатели жилья «с излишествами» все чаще отдают предпочтения новостройкам бизнес-класса с современными коммуникациями в районах, не имеющих проблем с пробками и парковочными местами. «Большинство приобретателей просторных квартир – иногородние», – поясняет такой «расклад» генеральный директор АН «Акрополь СПб» Геннадий Багрянцев.
По мнению президента ГК «Экотон» Екатерины Романенко, разумная и достаточная предпродажная подготовка в наше время, скорее всего, не позволит радикально поднять цену, но может ускорить продажу. А время, как известно, – тоже деньги. Однако в серьезный ремонт такого жилья вкладываться не имеет смысла, вложения в «косметику» должны быть минимальными. «Порой достаточно сделать генеральную уборку, вымыть окна и вкрутить яркие лампочки, чтобы квартира приобрела товарный вид», – говорит Людмила Ермолаева.
Ценовая политика: торгуйтесь на здоровье
Почему же, несмотря на застой, цены не падают? Вероятно, дело в том, что представления о ценообразовании покупатель получает из публикуемых объявлений: открыв каталог с предложениями, он порой без труда находит десятки аналогичных, по его мнению, объектов. «И здесь вступает в действие субъективный момент, – комментирует Леонид Сандалов. – Своя квартира для любого человека, что называется, ближе к телу, то есть самая лучшая. Поэтому потенциальный продавец, изучая цены на аналоги, которых могут быть десятки, все-таки ориентируется на “заряженные” цены в верхних строчках списков». А ведь объявления – это только видимая часть айсберга. Есть и подводная, которая обычно не учитывается: накладные расходы при сделке, гонорары посредников, торги при продаже.
Впрочем, поддержка профессиональных риэлторов здесь не повредит. В их арсенале имеется немало инструментов, позволяющих сделать выводы о том, насколько заявленные продавцами цены отражают рыночные реалии: сроки экспозиции, количество звонков и показов объявления, статистические данные о сделках и просмотрах объектов, которые есть в любом приличном агентстве.
Одна из особенностей момента заключается в том, что сегодня редкая сделка обходится без торгов на понижение. В рядовом случае это суммы в 100-150 тыс. руб., но, если продать квартиру нужно срочно, дисконт может доходить до 15%. Однако в статистике цен предложения эти данные не отражаются, а продавцы редко склонны хвастаться тем, насколько их «продавил» покупатель.
«Есть индикатор, исправно работавший на активном рынке: если цена на квартиру не завышена, она должна продаться за две недели», – утверждает Геннадий Багрянцев. Для нашего времени это, наверное, слишком жесткие сроки, но если типовая квартира экспонируется месяц или больше и интереса к ней нет, – объект явно переоценен.
В ходе встречи участники круглого стола при любом удобном случае подчеркивали, что время сегодня работает против продавцов сталинок, брежневок, «кораблей» и хрущевок, основной конкурент которых на рынке жилья – объекты «новой вторички» (причем их в спектре предложений квартирного рынка с каждым годом становится больше). Поэтому лучшая тактика для продавца квартиры в наше время – это эксклюзивный договор с агентством недвижимости и работа с профессиональным агентом, который даст свои рекомендации и по предпродажной подготовке, и по ценообразованию.
По словам Геннадия Багрянцева, в сегодняшних условиях агентства недвижимости, имеющие значительную клиентскую базу, чувствуют себя более уверенно, нежели частные агенты и непрофессионалы, поскольку именно риэлторская фирма позволяет провести сложную цепочку сделок, с включением в нее ипотечных заемщиков, материнских капиталов и жилищных субсидий. Между тем профессионал профессионалу рознь. А советы руководителей уважаемых риэлторских компаний на сей счет порождают и новый круг вопросов. Как отличить профессионального и добросовестного агента от непрофессионального и недобросовестного? Какие сложности и выгоды в работе с агентом-стажером? Что делать, если агентство, с которым заключен эксклюзивный договор, не проявляет активности? И здесь советов и рекомендаций получится еще на одну публикацию. Стало быть, к этой теме в обозримом будущем нам придется вернуться.