Округ «Горелово» – муниципальное образование в составе Красносельского района Санкт-Петербурга. Видимая с Таллинского шоссе часть жилищного фонда (если ехать из города) – это, прежде всего, жилые кварталы относительно свежих многоэтажек, возвышающихся после развязки с КАД слева от магистрали, а также частные дома на правой стороне дороги.

Заболоченные территории МО «Горелово» не слишком хороши для садоводов, но в свое время оказались идеальными грунтами для испытаний бронетанковой техники и планетоходовМежду городом и селом
Педантичное описание границ МО «Горелово» – задача нелегкая: это сложная геометрическая фигура, образовавшаяся на картах в конце 1990-х годов после раздела городских, областных и федеральных земель, нашпигованных предприятиями стратегического назначения. С юго-западной стороны муниципальный округ «залез» на историческую территорию Красного Села. С юго-востока по гореловским землям вдоль заборов строек петляют изогнутым коридором владения областного Виллозского сельского поселения.

В результате такого «раздела имущества» получилось, что обитатели новых жилмассивов могут получить как областную, так и городскую «прописку» (застройщики обещают в обозримом будущем урегулировать этот вопрос). То же относится и к расположенным близ Горелово садоводствам, кварталам частной и коттеджной застройки: часто соседние дома оказываются по разные стороны границы. При покупке недвижимости на этот момент следует обращать внимание.

Заречная улица в Горелово – передовой рубеж отечественной науки. Здесь разрабатывали, строили и испытывали самоходное шасси Лунохода, нынче покоящегося на вечной стоянке в лунном Море ДождейС Таллинским шоссе, трассой международного значения, ведущей к границе с Евросоюзом, история также запутанная. До пересечения с проспектом Народного Ополчения магистраль называется проспектом Маршала Жукова, затем, до развязки с КАД, это уже собственно Таллинское шоссе. Но проходя через Горелово, оно вдруг почему-то становится Красносельским шоссе, в Красном Селе – проспектом Ленина, потом Кингисеппским и наконец снова Таллинским.

Гипермаркеты и торговые центры, в которых жители делают покупки, располагаются вдоль «выездной» стороны магистрали. Поэтому, несмотря на пешеходную доступность объектов, попытка добраться до них как на личном транспорте, так и на своих двоих с другой стороны дороги – порой и опасна и трудна. Ни водителям, ни пешеходам здесь никогда не следует терять бдительности: время от времени на этом участке трассы случаются аварии с печальными последствиями. Само шоссе – практически безальтернативная магистраль, связывающая Горелово с «большим городом». По нему перемещаются и большегрузы, и междугородные автобусы. К станциям метро «Автово» и «Проспект Ветеранов» ходят маршрутки, которые в утренние часы пик под завязку «укомплектовываются» близ конечных остановок в Красном Селе.

Создатели вездеходов жили рядом с проходной родного предприятия в двухэтажных коттеджахЕще один минус территории – взлетно-посадочные полосы аэропорта Пулково, которые буквально вклиниваются в земли округа. Правда, страдают от шума самолетов в первую очередь не жители многоэтажек (они расположены чуть в стороне от посадочных коридоров), а обитатели садоводств, частной застройки Старо-Паново, МО «Сосновая Поляна» и «Константиновское».

Луноход с Заречной улицы
Горелово – местность с историей. Петербурга еще не было даже в планах, а Старая Нарвская дорога, проходящая через село, соединяла Нарву и Псков с Выборгом и Ниеншанцем. Над гидрогеологической системой здешних мест поработал первый девелопер – император Петр. Он «отправил» воды речки Лиги (Дудергофки) в Лиговский канал, питающий фонтаны Летнего сада. Однако еще в XVIII веке очередное наводнение разрушило сложную систему. Поэтому канал частично засыпали, превратили в улицу, а затем переименовали в проспект. Сохранившийся участок Лиговского канала, берущий начало в Горелово, ныне выведен в Красненькую речку (Автово) и выполняет дренажные функции.

Ведомственный жилой фонд на Заречной улицеВ прошлом веке Горелово оказалось на передовых рубежах науки. Именно здесь проектировали и строили первый луноход, который 43 года назад, 17 ноября 1970 года (дата хоть и не круглая, но именно в эти дни достойная упоминания), выкатился на лунную поверхность. Но прежде чем отправиться к месту вечной стоянки в Море Дождей, самоходное шасси прокатилось и по гореловским землям. Его проходимость в условиях, приближенных к экстремальным, испытывали здесь же, на танковом испытательном полигоне – пересеченной местности с болотами и озерами.

При этом сами конструкторы и рабочие, создававшие бронетехнику и самоходные шасси советских луноходов, жили в Горелово, на Заречной улице, рядом с проходной НПО «Трансмаш», где и сегодня разрабатывают космическую технику. Чтобы попасть на улицу, с которой, собственно говоря, начинался «лунный» путь, нужно ехать из Санкт-Петербурга по Таллинскому шоссе до его пересечения с Аннинским и свернуть налево. Аннинское шоссе как раз и упрется в Заречную улицу. Ведомственный жилищный фонд, в котором живут потомки покорителей лунных ландшафтов, являет собой стройную линию аккуратных двухэтажных сталинских «коттеджей» и более поздних построек из серого кирпича, из-за которых выглядывает территория предприятия.

Основная застройка в Горелово – частные жилые дома и садоводстваПешком на дачу
Коль скоро речь зашла о Горелово как месте для жизни, отметим, что многие его старожилы, работники здешних стратегических предприятий, получавшие ведомственные квартиры и коммунальные комнаты в советский период, ходят на дачи пешком. На территории округа располагаются десятки садоводств, легальных и нелегальных «огородов».

Кварталы вдоль Аннинского шоссе застроены частными домами, в основном порядком обветшавшими. Покорение земных ландшафтов дается обитателям Горелово нелегко: состояние внутриквартальных проездов в частном секторе и садоводствах неважное, а заросли камыша вдоль дорог свидетельствуют о заболоченности территории.

Старожилы Горелово имеют возможность ходить на дачу пешкомПервые многоквартирные дома в Горелово появились в военном городке на улице Политрука Пасечника в 1950-е годы. Это микрорайон разноцветных четырехэтажных сталинок, заселенных преимущественно коммунальным способом. Основной квартирный фонд МО «Горелово» – два жилых микрорайона, примыкающих к Таллинскому (Красносельскому) шоссе. Практически вся типовая застройка советского периода приходится на укрупненный квартал, ограниченный названным шоссе, улицами Полевой, Колобановской и Коммунаров. Здесь, словно на выставке, собраны все основные типы панельных домов: хрущевки, пятиэтажные «кораблики» областной модификации, а также относительно свежие корпуса серии 504Д2 и гатчинской 121-й серии.

В квартале, ограниченном Красносельским шоссе, улицами Полевой, Колобановской и Коммунаров представлены все основные типы старых и вполне современных панельных домовБлиже к городу уже в нашем веке вырос массив, состоящий преимущественно из 16-этажных многоподъездных жилых корпусов, – ЖК «Дудергофская линия» (застройщик – строительная корпорация «ЛенРуссСтрой»). Основная часть комплекса введена в эксплуатацию и заселена. В составе микрорайона предусмотрены два детских сада и торговый центр. Несмотря на однотипную кирпичную облицовку, это не кирпичные, а монолитно-каркасные и панельные дома с наружными стеновыми панелями «под кирпич» модифицированной серии 90-ЛО-М Киришского ДСК.

Сдача основных кварталов третьей очереди (которые относятся к территориям областного Вилозского сельского поселения и в обозримой перспективе должны перейти городу) планируется на 2014-2015 годы. В отличие от первых очередей, здесь будут также и квартиры-студии 24-29 кв. м. Сегодня такой популярный формат жилья на вторичном рынке округа не представлен.

Новостройки Горелово – это в первую очередь монолитно-панельные дома модифицированной «киришской» серии 90-ЛО-М с облицовкой «под кирпич»Территория доступного жилья
По данным Центра исследований и аналитики ГК «Бюллетень Недвижимости», МО «Горелово» является территорией исключительно доступного жилья. На октябрь 2013 года средневзвешенная цена предложения квартир, выставленных на продажу в округе, составила 70,4 тыс. руб. за кв. м. По этому показателю в условном ценовом рейтинге петербургских территорий Горелово заметно отстает от ближайших «конкурентов» – Красного Села (74,2 тыс. руб. за кв. м) и Колпино (74,5 тыс. руб. за кв. м). Ниже находится только Ломоносов (69,6 тыс. руб. за кв. м). По всей видимости, такое положение дел – плата не только за неважную транспортную доступность (основные жилые массивы более дорогого Красного Села расположены на 10 км дальше), но также за тесное соседство с перегруженной развязкой, промзонами и военными объектами. При этом жилые кварталы в Горелово вполне благоустроенные, здесь есть детские сады и школы, а ветхого жилфонда относительно немного. Средняя цена выставленной на продажу однокомнатной квартиры – 3,2 млн руб., двухкомнатной – 4,1 млн руб., трехкомнатной – 5,7 млн. Примечательно, что разброс между минимальными и максимальными ценами здесь невелик: в отличие от неоднократно упомянутого Красного Села, Горелово редко радует интересантов рекордно низкими ценами на квартиры в ветхих хрущевках и домах барачного типа.

Основное предложение жилья в Горелово приходится на панельные дома (61%), причем в основном это «новая панель» – серий 504Д2, 121, а также объекты «новой вторички» серии 90-ЛО-М. Еще 36% выставленных на продажу вариантов позиционируются в объявлениях как квартиры в кирпично-монолитных домах. Таким образом, стратегическим «поставщиком» жилья на вторичный рынок сегодня являются недавно сданные в эксплуатацию здания.

Текст: Филипп Урбан    Фото: Алексей Александронок